Массово-политическая газета Березовского района

«Мы забыли, что такое счастье...»

234
Маргарита Горовая,
08 апреля 2017

Позади почти шесть недель Великого поста, впереди – Страстная неделя, а через неделю Пасха – светлое Христово Воскресенье. Самое время для беседы с благочинным церквей Березовского района настоятелем Свято-Петро-Павловского храма г. Березы, протоиереем Георгием Шевцовым.

Уважаемый отец Георгий, подходит к концу время Великого поста, которое каждый человек проводит сообразно вере. Но пост, как известно, не ограничивается воздержанием в пище – это время осмысления своей жизни, покаяния и исправления, время труда и добрых дел. Что, с Вашей точки зрения, самое главное для христианина во время Великого поста?

С какими мыслями и делами православный человек должен подойти к Страстной седмице, как должен провести ее?

– Пост – это есть духовная весна, время покаяния, молитвы, нравственного преображения человека. Он дан нам для духовного труда, для того, чтобы увидеть самих себя, свои недостатки, свое несовершенство, постараться приложить все усилия для борьбы с грехом, победы над ним, чтобы стать лучше, чище и светлее. Для этого мы должны оставить греховные пороки: гнев, памятозлобие, ложь, осуждение, пьянство, воровство, распутство, курение; заглянуть в тайники своего сердца, своей совести, положить доброе начало исполнять Святое Евангелие.

«Самое главное, – говорят святые отцы, – мы должны осознать – человек должен жить не для себя, но ради пострадавшего и воскресшего ради нас Господа».

В нашем сердце не должно быть места для эгоизма и себялюбия, мы должны приобретать духовное богатство: веру, любовь к Богу и людям, долготерпение, благость, милосердие. Все это в совокупности дает мир человеческой душе. С добрыми мыслями никогда своими грехами больше не оскорблять Христа мы должны подойти к Страстной седмице Великого поста и достойно встретить праздник Воскресения Христова.

– Мы живем на рубеже эпох, в непрерывно изменяющемся мире, полном всевозможных вызовов и соблазнов. Как в этом бурном море устоять обычному человеку, сохранив в себе духовно-нравственные ценности?

– Святые отцы говорят: «Мир – это есть совокупность страстей и пороков, в нем очень много соблазнов».

Премудрый пишет: «Невозможно прикоснуться к смоле и не испачкаться», а царь и пророк Давид восклицает: «С преподобным преподобен будеши и со строптивым развратишися» (Пс. 17, 26-27).

Что может удержать современного человека от греха? Единение с Богом, сила Божия, которую мы получаем в таинствах покаяния, причащения, в молитве, чтении Священного Писания. Она способна дать человеку спасительную благодать, сохраняет в себе духовно-нравственные ценности.

А для этого нужно чаще посещать храм Божий, не забывать заповедь о посте, быть усердными в христианской жизни, избегать греховных соблазнов мира сего. По слову преподобного Серафима Саровского: «В нашем теле страсти дотоле не утихнут, пока нас окружают предметы, возбуждающие страсти».

Тогда мы сможем не только сохранить в себе добрую нравственность, но и приумножить ее благочестивой жизнью.

– Институт традиционной (и конечно, православной) семьи, не секрет, подвергается сегодня девальвации, даже осмеянию и разрушению. Но, с точки зрения церкви, а также педагогики, социологии и вообще здравого смысла, новые поколения могут вырасти нравственно здоровыми и счастливыми только в традиционной (мама-папа-дети) крепкой семье. Что, как православный священник, Вы можете сказать в защиту семьи? Что посоветуете людям, чье семейное благополучие «трещит по швам»?

– Святитель Московский Филарет Дроздов в свое время писал: «Семья – это есть первое звено общегосударственного устройства. Где здоровая семья, там здоровое общество, потому что общество состоит из семей. Где здоровое общество, там здоровое государство, так как государство состоит из обществ. Где здоровое государство, там будет мир во всем мире. Ведь мир состоит из государств».

Как важно иметь здоровую крепкую семью! Без нее не может быть благополучия. Семья –  это малая Церковь, в основании ее должны лежать высоконравственные идеалы: мир, взаимопонимание, терпение, снисхождение, всепрощение, желание помогать друг другу, даже отдать жизнь за любимого человека. Только тогда можно обрести подлинное счастье.

Мы забыли, что такое счастье. Счастье – это значит стать частью близкого человека, разделять с ним как радость, так и горе, быть с ним одним сердцем и душой, иметь обоюдное желание в доброй нравственности воспитать своих детей.

Однако духовные основы во многом утеряны современной семьей, утеряно и счастье. Погоня только за материальными благами, за сиюминутными увлечениями опустошила брак, утерян смысл подлинной жизни, нет христианского воспитания в семье. Отсюда и безотрадное будущее. Наши дети теряют духовно-нравственные ориентиры, зачастую у них материальное доминирует над духовным, теряется вера, любовь к Отечеству, уважение к старшим, усердие к труду, милосердие, желание спешить на помощь.

А ведь в семье у ребенка закладывается модель будущей его личной семейной жизни. Если дома наши дети не видят добрых примеров нравственности, если у них отсутствуют примеры для подражания, надеяться на то, что они будут утешением в старости для родителей, не приходится.

Часто слышишь из уст родителей: «Кого мы воспитали – пьяницу, вора, тунеядца?! Как тяжело жить с такими детьми». Но осознание этого приходит к нам уже поздно.

Поэтому сейчас мы должны относиться к семейной жизни со всей ответственностью, чтобы она в будущем не стала для нас кошмаром.

Жизнь – наш учитель. Жизнь справедливо свидетельствует: крепкая христианская семья – путь к счастливой жизни.

– Часто люди, даже не имеющие достаточно сильной веры в Бога, приходят в церковь в надежде успокоить душу, раздираемую страстями, получить мудрый совет, обрести силы жить дальше, а порой и нести груз своих бед. Посоветуйте, пожалуйста, что делать человеку, если он не чувствует себя по-настоящему верующим? В чем должна проявляться наша любовь к Богу?

– Вера – дар Божий. Она утверждается и приумножается в сердце человека по мере полноты исполнения Божественных заповедей. Человеку, у которого не хватает веры, нужно не только приходить в храм, но и стараться жить по-христиански. Тогда тот, кто живет по Закону Господню, практическим путем утверждается в непреложной Истине, о которой свидетельствует болгарский подвижник старец Фаддей Витовитский: «Желаем мы этого или не желаем, Бог всегда находится в центре нашей жизни».

Сознавая это, человек приобретает не только веру, но и доверие к Богу, который желает спасения каждому из нас. Рассматривая внимательно свою прошедшую жизнь, мы начинаем сознавать – Господь не раз являл и являет нам свою любовь и помощь. Это заставляет нас любить Бога и веровать в него. Любить Бога – это значит исполнять его Божественную волю, исполнять Евангельские заповеди, которые дают нам силы преодолевать трудности в жизни и достойно нести свой земной крест.

Этого хотелось бы пожелать каждому, кто имеет стремление приобрести спасение и мир в своей душе.

Оставьте свой комментарий