Массово-политическая газета Березовского района

Триста лет со святителем Николаем

133
Маргарита Горовая,
28 октября 2017

Здесь, в отдаленной от городов благодатной природной красоте, кажется, даже воздух целебный… На окраине района, в борковской стороне, близ «литературной» деревни Пешки, воспетой Раисой Боровиковой и Михаилом Шиманским, драгоценной жемчужиной в лесной оправе тихо сияет древняя Черняковская церковь в честь святителя и чудотворца Николая. Неброская, но до боли близкая сердцу родная природа не только фон для голубых, как небо, церковных стен и куполов – обступившие храм вековые сосны и стройные березы, словно стражи, берегут черняковское чудо от злой воли и всесилия времени…

История храма и прихода на протяжении трехвековой истории детально изучены и описаны выдающимся краеведом и земляком Анатолием Гладыщуком. У настоятеля храма протоиерея Сергия Войтовича и его супруги матушки Надежды имеется объемистая папка с публикациями Анатолия Антоновича в областных и районных СМИ, с другими статьями и материалами о храме. Церковь в Черняково известна далеко за пределами Беларуси, а интерес к ней постоянно растет.

Главная святыня. И другие

Черняковская икона Божьей матери была найдена  крестьянином-бедняком на сосне, внутрь которой она была как бы врублена. Место явления иконы и окрестности ознаменовались многими чудесами, исцелением больных и страждущих. Не случайно местный помещик Юревич возвел здесь каплицу, а потом начал строительство церкви в честь святителя Николая. Сын Юревича Станислав с женой Станиславой Венедиктой завершили постройку храма.

Сегодня найденные исторические документы неопровержимо доказывают: уже в 1716 году в Черняково была действующая каплица, то есть в мае 2016 года было отпраздновано подлинное трехсотлетие церкви. Судьба уникальной святыни неотделима от жизни Свято-Николаевского храма и прихода. В Первую мировую войну Черняковская икона была вывезена в Москву, а в 1922 году по благословению Патриарха Московского Тихона вернулась в родное Черняково, где была встречена прихожанами с величайшей духовной радостью. Войны и другие потрясения XX века пощадили чудотворный образ и церковь, однако в 1959 году во время хрущевской борьбы с религией храм был закрыт, а икона вывезена в Государственный художественный музей г. Минска. Несмотря на дружные требования прихожан, она так и не вернулась в Черняково:  стала собственностью государства. Ее заменил список с подлинника, выполненный иконописцем Виктором Тихоновым и освященный патриаршим экзархом всея Беларуси митрополитом Филаретом. В 2007 году икона заняла свое место на аналое церкви.  По православным канонам она почитаема так же, как оригинал.

Из других святынь храма старинные (и очень красивые) иконы Иоанна Богослова (на ней с годами таинственным образом проступает видимый всем силуэт Пречистой Девы с Богомладенцем) и святителя Николая, срез сосны, на которой и была явлена чудотворная икона с сохранившейся природной рамкой. Теперь на месте дерева престол.

Отец Сергий: «О лучшем приходе не мечтаю»

Подъезжая к храму, мы стали свидетелями дружной уборки прихожанами церковного двора от опавших листьев, а устилающие церковный пол ковры блистали чистотой… Уютная, сияющая намоленными иконами и нарядными хоругвями, Свято-Николаевская церковь сама источник благодати и душевной радости для людей. Да и со священником приходу повезло, в этом прихожане единодушны.

Отец Сергий и матушка Надежда приехали в Черняково в 1990 году совсем молодыми людьми и сразу же влюбились в старинную церковь, в природу края и его людей. За годы эта любовь не остыла, многократно усилилась, и ни о каком другом месте служения Войтовичи не мечтают.

– Когда мы сюда прибыли, в каждом доме жили люди. А сейчас только в Пешках пустует 35 домов, то самое же и в Батарее… Всех этих людей мне пришлось хоронить, – с грустью рассказывает священник. – Приход с каждым годом все меньше, крестить некого. Молодые уезжают в города, а старики умирают. Только певчих за эти годы ушло ко Господу 15 человек, сейчас добавилось семеро новых.

В деревне Черняково осталась одна жительница, которой под 90 лет.

Прихожане храма живут в Борках, Ястребеле, деревне Пешки. На престольные праздники приезжают и горожане, в основном из Березы.

Весь труд по поддержанию порядка в храме и в окрестностях несут на себе прихожане – жители близлежащих деревень. Откликаются по первому зову неутомимой матушки Надежды, с радостью выполняют любую работу на благо прихода.

Из холода в тепло (прихожане о храме)

Валентина Васильевна Рудская (Пешки):

– Это моя радость, моя душа, вся моя жизнь. Я самая старшая из всех, но  еще пою! Нет слов сказать, как я счастлива, что я в этой церкви, со всеми вместе. Хочу быть тут, пока хватит сил. На службы меня привозит отец Сергий – наш самый добрый батюшка.

Мария Петровна Рахуба (Ястребель):

– Несу послушание при свечном ящике: продаю свечи, принимаю записочки, расставляю в храме цветы, если успеваю, то и подметаю пол, протираю икону. Очень хочется, чтобы люди захотели вернуться сюда, не отвернулись от храма Божьего, приблизились к нему.

Евдокия Михайловна Пунько ( Ястребель):

– Уже 20 лет, как я при этом храме. Здесь все мое! Мы уже неотделимы от церкви, едины с нашими батюшкой и матушкой, с певчими. Ходим сюда с мужем, помогаем, чем можем. Похоронили мы сына… И в этом горе о. Сергий был с нами. Иногда думаю: как я все это покину, когда умирать придется? И как они без меня будут? (смеется)

Вера Николаевна Веришко (Борки):

– Сейчас редко хожу в храм: смотрю больную сестру. Правда, брат из России приехал, меня в церковь отпускает. Здесь я чувствую себя прекрасно: батюшка и матушка Надежда очень хорошие, сердечные люди – всегда посоветуют, как поступить.

Сергей Игоревич Серобрюхов (Борки):

– Уже 20 лет, как я при храме руковожу хором певчих. Работаю техником-осеменатором и помощником начальника комплекса в ОАО «Борковское». Спасибо нашему руководству за понимание: всегда отпускают с работы в храм, когда есть необходимость. Раньше в хоре у нас было 25 человек, сегодня 12. Певчие наши очень дружные, ответственные, старательные, поют замечательно. Они мне родная семья, все мы помогаем друг другу.

Лина Васильевна Юдчиц (Борки):

– Когда Бог посылает нам испытания, то посылает и человека, который нам поможет. Таким человеком стала для меня матушка Надежда. Когда у меня умер муж, я была в отчаянии, и матушка позвала меня петь на клирос, где я понемногу отошла душой. Потом предложила просфоры печь, и я научилась. В церкви горе отступает. Прихожу, как из холода в тепло… Мне все здесь как сестры и братья, я всех люблю.

Мария Константиновна Чиж (Ястребель):

– Бываю здесь каждый праздник, пою на клиросе. Прихожу, как домой. Здесь оставляешь все тяготы, на сердце становится легко.

Нина Васильевна Косевич (Пешки):

– Мы с мужем приезжаем в храм вместе: он помогает отцу Сергию во время службы, я пою на клиросе. Батюшка у нас очень отзывчивый, но во время службы строгий. Где я только не бывала, в нашей церкви самая лучшая служба.

Валентина Григорьевна Прокурат (Борки):

– Раньше наш храм был закрыт, и мы на службу ездили в Детковичскую церковь, в Ревятичскую. Когда же церковь в Черняково открылась, она стала нашим спасением. Мне кажется, у нас самые лучшие службы. Матушка Надежда мне самый близкий человек, мы единая семья.

Николай Константинович Пунько:

– Прислуживаю батюшке во время богослужений и в алтаре. Звоним на колокольне попеременно с Иваном Ивановичем Косевичем. Душа радуется в храме.

Матушка Надежда:

– Мне вера по душе передалась (она из семьи настоятеля Свято-Покровского храма в Ревятичах о. Василия Микулича). В детстве я, дочь священника, терпела много насмешек и презрения от сверстников, было очень обидно. Повзрослев, перестала обижаться, а тут и народ повернулся к Богу, преследования священно-служителей и их семей прекратились.

Отец Сергий – человек большой настоящей доброты. Иногда и вспылит, если непорядок, но тут же отходит, очень переживает за всех. 

В нашей семье всему помогает молитва, с ней мир и лад. Я спасаюсь от душевных переживаний, от тревоги за детей (в семье Войтовичей их четверо: взрослые, семейные Елена и Валентина, пока неженатый Сергей и пятилетняя Ксюша. – М.Г.) пением канонов, сама пишу тропари, кондаки, а то, бывает, сяду на велосипед, возьму с собой Ксюшу и в церковь: убираю здесь, пою, читаю молитвы… И тревоги проходят.

Остров спасения

Сегодняшний мир, говорит матушка Надежда, не безмятежен. Не согласиться с ней невозможно, стоит посмотреть любой выпуск теленовостей… Храм, по убеждению черняковского священника и его мудрой спутницы жизни и по мнению прихожан, – остров покоя, душевной радости и спасения в этом тревожном и жестоком мире.

Единожды побывав в старинной церкви, будешь стремиться туда снова и снова. Не зря едут сюда люди из Березы, из Мурманска (родственники местных жителей), недаром жертвуют храму иконы и хоругви, как, например, Валентина Степановна Попеня с сыном. Всех их притягивают сюда любовь и светлая духовная радость.

Войтовичи рады, что люди из разных уголков бывшей единой страны приезжают в Черняково, чтобы поклониться древним святыням, что в праздники сюда ходит маршрутка из Бреста, что раз в пять лет храм посещает владыка Иоанн, архиепископ Брестский и Кобринский, что к церкви прикован интерес краеведов.

– Пусть сильными молитвами святителя Николая Чудотворца, нашего небесного покровителя и заступника, который помогает людям и сближает их, с каждым притекающим к нему человеком пребудут мир и благодать, – говорит о. Сергий.

А матушка Надежда добавляет:

– Приезжайте в нашу церковь и обретайте здесь здоровье, силы и душевный покой!

Николай ДЕМИДОВИЧ, директор ОАО «Борковское»:

– В 1989 году, когда начали открываться церкви, наши люди стали писать письма в облисполком и райисполком с просьбой разрешить открытие храма в Черняково. Когда получили «добро», начали мы церковь восстанавливать. Работы было много. Приподнимали, устанавливали на новый фундамент, изготовили купола. Моя роль как руководителя состояла в помощи: пилораму предоставить, техникой помочь. Так всем миром и воссоздали старинный храм. Чтобы вернуть иконы и церковную утварь, пришлось поездить. Часть утвари нашли в Брестском районе, часть привезли из Минска. Вот так, по крупицам,  был воссоздан нынешний облик церкви. Сегодня мы много занимаемся историей храма, нашей местности. Меня «втянул» в это Анатолий Гладыщук, наш земляк и исследователь, который  пишет книгу о Чернякове.

Установили памятный знак «150 лет Черняковскому училищу», новые кресты. Помогаем храму с ремонтами по мере необходимости, пристройки  различные сделали, кресты поменяли.

В большие праздники заправляем и предоставляем прихожанам школьный автобус.

Елена ЛУЦКЕВИЧ, председатель Сигневичского сельисполкома:

– На территории Сигневичского сельсовета мирно уживаются различные конфессии. Наша главная задача в том, чтобы люди разных вероисповеданий не вступали в конфронтацию, а находили общий язык. После слияния двух сельсоветов мы неоднократно проводили встречи со священниками разных конфессий, искали и находили точки соприкосновения, какие-то вопросы брали себе на контроль. Что касается Черняковского прихода, то здесь давно и успешно несет священническое служение Сергей Николаевич Войтович, которого прихожане очень уважают и чье слово имеет для них большую силу и вес. Ощущаем его поддержку и помощь, например, в вопросе благоустройства кладбищ, сбора денежных средств для этой благородной цели.

Слово духовное направляет человека и заставляет порой переосмысливать многое.

Оставьте свой комментарий