Частная жизнь

Портретный очерк о ветеране районной журналистики

25 Октября 2019 846 1

гилева-2.jpg

Любая газета – это, по существу, летопись земли, города, района, где она издается. В роли же летописцев выступают некто иные, как журналисты. Правда, у них нет ни времени, ни возможности, подобно летописцам древности, тщательно и вдохновенно записывать на пергаменте, дорогой китайской бумаге или отечественных берестяных грамотах имена героев и злодеев, события и даты современной истории малой родины… Их удел  – вечный поиск фактов, ярких событий и действующих лиц. Их невидимый читателю ежедневный напряженный труд  в грамотной и неординарной подаче этих фактов – всякий раз с проявлением изобретательности, использованием арсенала профессиональных наработок и  новых, «не избитых» способов и средств воздействия на читательскую аудиторию.

Только влюбленный в свое дело, по-настоящему творческий журналист способен писать так, чтобы вызывать в читателе сотворчество, то есть интерес и сопереживание. Именно мастера-профессионалы, а не только и столько современные газетные «спецэффекты», делают издание близким и интересным людям, делают газету газетой.

Одно из имен, неотделимых от истории Березовской районной газеты «Маяк», хорошо  знакомо ее читателям – Людмила Александровна Гилева – на долгие годы стало своеобразным знаком качества газетного контента. Не одно поколение, что называется, возрастало на ее статьях, интервью, очерках, корреспонденциях, проходя при этом этапы нравственного и личностного становления. Нередко вышедший из-под ее пера газетный материал становился «гвоздем» номера, заставляя читателей по-настоящему переживать, обращаясь к  поиску истины, к раздумьям над ролью и местом человека в  жизни, над  вечными категориями добра и зла. Житейские ситуации и события, описанные Людмилой Александровной, герои многих ее публикаций до сих пор памятны преданным читателям районки – мастерство журналистки Гилевой подняло их на высоту, хорошо различимую и с расстояния времени…

Людмила Северинец родилась в Пинске, в рабочей семье. Отец ее был фронтовиком, прошедшим Великую Отечественную от звонка до звонка, не избежавшим тяжелого ранения, имевшим заслуженные боевые награды. В их семье умели трудиться, исповедовали истинные жизненные ценности, ценили правду жизни и саму жизнь. Окончив среднюю школу, Людмила пошла  рабочей на химкомбинат. В качестве внештатного корреспондента начала сотрудничать с газетой «Полесская правда», где постигала азы  профессии. По рекомендации редколлегии издания поступила на факультет журналистики Белорусского государственного университета. Учебу совмещала с работой в газете «Физкультурник Белоруссии».

Шестидесятые и начало семидесятых годов XX века вызвали  к жизни волну творческих талантов в нашей республике и большой стране в целом. Впоследствии многие, кто в полный голос заявил о себе тогда, вписали свои имена в отечественную журналистику, оставили заметный след в белорусской и мировой литературе. Несомненно, причина этого явления крылась в особом жизнеутверждающем звучании времени, а еще, по словам всенародно любимой актрисы и поэтессы Натальи Варлей, «у времени был хороший вкус»… Светлое будущее и долгожданное народное счастье, казалось, были как никогда близки. Еще были отчетливо слышны отзвуки капели недавней «оттепели»… Все пути представлялись открытыми, все цели – достижимыми.

Жизнь в столице, равно как и учеба в престижном вузе, где царил дух творчества, открывали возможности расширения кругозора, развития, самореализации. И Людмила шла этим путем, осваивая не только специальные дисциплины, но и впитывая всю разноголосицу жизни, ежедневно окунаясь в океан спортивных новостей, находясь на гребне молодежной жизни страны.  

В березовский «Маяк коммунизма» она прибыла по распределению в 1973 году, возглавила отдел писем и массовой работы редакции. Возможно, тогда такой вираж судьбы казался молодой журналистке чем-то временным, но сегодня, по прошествии сорока шести лет, на протяжении которых жизненный путь Людмилы Александровны оставался неразрывно связанным с нашим городом и районом, нет сомнений: Береза, как говорят, была «написана ей на роду»…

Юбилей человека предполагает перечисление профессиональных достижений и заслуг. Не собираясь отступать от данной традиции, хочу прежде всего сосредоточиться на главном деле жизни коллеги, на том интенсивном творческом процессе, который впоследствии и увенчался для нее заслуженными лаврами.

Будучи заведующей отделом писем, Людмила Александровна вела в газете такие направления, как образование, культуру  и медицинское обслуживание жителей района, работу органов правопорядка, включая деятельность суда и прокуратуры. При этом никто не отменял ее постоянную работу с редакционной почтой. Читательские письма, эти поистине  связующие звенья между населением района и редакцией, не просто давали пищу уму и материал для рубрики «Редакционная почта рассказывает», – изучая их, Л.А. Гилева получала объективную картину всего спектра жизни района, новые поводы для аналитической работы. Со временем все это выливалось в  журналистику, ложилось на газетные страницы.

Часто письма действительно «звали в дорогу», и журналистка вновь и вновь погружалась в перипетии людских судеб, окуналась в глубины жизни. Все это развивало кругозор, оттачивало мастерство.

Знакомясь с новыми людьми, разбираясь в их житейских коллизиях, Л.А. Гилева пропускала их судьбы сквозь собственную душу, а потом мастерски переносила на газетные страницы. Многим помогала по долгу службы и по зову совести. Люди шли к Людмиле Александровне за советом, нередко со своей болью. В том числе и коллеги… Для всех она находила время, дельный,  по-житейски мудрый совет. Вникала глубоко в ситуации, добивалась правды, подвигала власти, сильных мира сего к решению конкретных людских проблем.

Что касается профессионального мастерства, то, как и положено пишущему, вообще творческому человеку, она взращивала его всю свою жизнь. Много читала (и читает сейчас), причем исключительно хорошие книги, вырабатывала собственный неповторимый стиль, отвергала застывшие формы, разнообразила подачу даже обычного, будничного газетного материала. А еще, помогая коллегам советом, а то и делясь с ними ярким информационным поводом, и сама училась – как на ошибках (своих и чужих), так и  на находках. Особенно удавались Гилевой очерки  и зарисовки об интересных людях, рассказы о женских судьбах – непростых, но ярких и прекрасных… Написанные легким пером, колоритным сочным языком,  с подкупающей искренностью и прямотой, лишенные вычурности и излишней назидательности, они всякий раз находили благодарного читателя, заставляли думать, волновали, порой трогали до слез…

Сложно  говорить о критериях значимости журналистской работы. Их десятки, если не сотни. Но, как в поварском искусстве главный критерий – «поедаемость» блюд, так в журналистике  – читабельность и читаемость. Так вот, Гилеву читали и читают сейчас, хотя в последнее время она не так часто балует подписчиков и покупателей «Маяка» критическими зарисовками  с натуры или  все теми же житейскими историями, хорошего толка публицистикой или обзорами впечатливших ее книг белорусских писателей… Читают, узнавая стиль и руку, ища и находя глубину и мудрость. Читают, потому что в ее материалах пульсирует жизнь,  рвется наружу современность, а за строками угадывается масштаб личности автора.

В Березе Л. А. Гилева не только состоялась как профессионал, вступила в Белорусский союз журналистов, но и построила собственную женскую судьбу – вышла замуж, родила и воспитала троих детей. С любовью и заботой ухаживала за престарелым отцом-ветераном до самой его смерти. Она – самоотверженная (другого слова не подобрать!) мать и бабушка любимого внука Саши, отзывчивый к чужой боли человек, верный друг своим немногочисленным друзьям.

Тридцать шесть лет жизни отдано любимому «Маяку»; не счесть ярких, живых, резонансных публикаций; не вспомнить уже  поименно выращенных Людмилой Александровной внештатных корреспондентов (тогда они назывались рабселькорами), школьников, с ее легкой руки связавших свои судьбы с журналистикой. Трудно перечислить все ее звания и профессиональные награды. Среди них Почетная грамота министра внутренних дел БССР (1986 г.), премия Белорусского союза журналистов 2003 года в номинации «Образ женщины в современной журналистике».

А в канун Дня печати 2009 года заведующая  отделом писем и массовой работы редакции Березовской районной газеты «Маяк» Л.А. Гилева стала лауреатом Республиканского творческого конкурса Белорусского союза журналистов «Золотое перо». В номинации «За весомый вклад в развитие региональной журналистики» она была удостоена самой престижной награды в белорусском журналистском сообществе – премии имени Григория Булацкого, диплома и медали «Лауреат премии Белорусского союза  журналистов».

Тогда, получая высокую награду, Людмила Александровна сказала: «На протяжении всей творческой жизни мне интересны человеческие судьбы. С одной стороны, простые, обычные, а с другой  – мужественные, неординарные люди. О них и пишу»…

Судьба Людмилы Александровны Гилевой не менее интересна и исполнена мужества, нежели судьбы ее героев. Поздравляя коллегу с юбилейной датой, пожелаем ей телесных и душевных сил, крепости духа и непреходящего интереса к жизни и людям. Пусть яркие впечатления и открытия, которые подарит Вам жизнь,  выльются в новые блестящие журналистские работы!

Маргарита ГОРОВАЯ.

Фото из архива «Маяка».


Комментарии
1
Светлана Васильевна
Гилева была хорошей журналисткой, "зубастой" такой. Помню ее публикации. Молодцы "маяковцы", что не забываете своих ветеранов!
Оставить комментарий
Войти через социальную сеть:
Номер 53135599