Культура

Сельский пейзаж: прогулка с Анатолием Желудко, художником из д. Соболи, создателем музея под открытым небом

13 Июля 2019 1848 0

Желудко.JPG

Анатолий Желудко, художник из д. Соболи, напоминает мне Дон Кихота, который в одиночку борется с ветряными мельницами времени, и ему даже отчасти удается отвоевывать кое-какие позиции. Каждый раз я убеждаюсь в этом, снова и снова приезжая сюда.

Встречаемся мы в сельском клубе, точнее, наверное, уже в частном сельском клубе. Потому что по таким вымирающим деревням, как Соболи, клубы уже закрыты. Стараниями Анатолия клуб продолжает жить. Здание взяло на баланс ОАО «Винец», а художник вновь наполнил его содержанием. «Клуб ведь в деревне был даже «при Польше», где же еще собраться жителям? – вопрошает собеседник и ведет меня в боковое помещение похвастаться приобретениями. – Собрал вот наново библиотеку. Прошелся по деревне, люди поделились книгами. Здесь ведь от клуба остались лишь стены с пустыми книжными полками».

IMG_0726.JPG

На отдельной полочке собраны книги березовских писателей – Анатолия Козловича, Василия Сахарчука, Михаила Шиманского, Василия Горбачука и украинца Олександра Гаврилюка, перевод «Библии» на полесский диалект Ф.Д. Климчука – все, что удалось найти. Есть и вполне музейные экспонаты: польские тетради, советские «асабістыя справы» местных учеников, которые ныне уже хорошо взрослые люди. В клубе сегодня утвари даже побольше, чем во времена его расцвета. Здесь и предметы этнографии, и разные знамена и вымпелы советского периода, старые телевизоры и радиолы, есть экспозиция, посвященная войне, разместившаяся, кстати, в будке киномеханика. 

IMG_0728.JPG

IMG_0730.JPG

IMG_0755.JPG

IMG_0784.JPG

Но, пожалуй, главная гордость художника – галерея картин, написанных собственноручно. Их можно разделить на две коллекции. Первая – исторические события, связанные с Соболями, происходившие в их окрестностях либо в нашем районе. «Из варяг в греки» – ответвление по реке Винец древнего торгового пути. «Городище Соболи», «Древнеславянское капище», «Море Геродота». «1812 год. Бой между Ревятичами и Сигневичами». «Березовский кляштор картузов». «Последний бой» – сражение повстанцев с царскими войсками в Польском болоте (между Соболями и Горском) осенью 1863 года. «Штаб повстанцев в Сигневичах в 1794 году» (Кароль Прозор, Ян Оскерко, Юлиан Урсын Немцевич, Тадеуш Костюшко).

IMG_0743.JPG

IMG_0745.JPG

IMG_0753.JPG

Сигневичи.JPG

Вторая коллекция – галерея из нескольких десятков портретов исторических деятелей, так или иначе связанных с Березовщиной. Многие из этих имен, как, например, Самуэль Оскерко, Павел Сапега, Роман Скирмунт, Мария Родзевич, сегодня известны лишь людям, глубоко интересующимся темой; другие – известные и медийные персоны, как Владимир Высоцкий, Андрей Макаревич, Светлана Алексиевич и многие другие.

Соболи.JPG

IMG_0763.JPG

В клубе есть пианино, баян и гитара, теннисный стол. В ближайших планах – собрать ткацкий станок, он пока в разобранном виде стоит у стены. «Жители приходят потихоньку», – отвечает художник на мой вопрос о популярности этого места. И вообще, просит называть свое заведение «Галерея народного творчества и клуб».

Напротив, через дорогу, выкупил несколько земельных участков, когда-то принадлежавших его дедам, Юрий Чиж. Хочет расчистить территорию и посадить здесь сад. Так что жизнь деревни приобретает новые формы.

А мы перемещаемся с Анатолием к его скансену – музею под открытым небом. На перекрестке – старое дерево. Художник по древнему обычаю превратил его в «древо желаний» – еще один ат-тракцион для туристов. Под деревом лавочка, а на ветвях множество ленточек – завяжи, присядь, загадай желание. Оно сбудется. Главное, конечно, в это верить.

IMG_0810.JPG

IMG_0826.JPG

IMG_0836.JPG

Дева в Соболях.JPG

Поблизости информационная доска, оформленная на местном диалекте. Объявление о том, что в деревне работает: «робыт: магазин, баня, клуб, ферма, моглицы, музей», и статья из «Маяка» о погибших на фронте односельчанах. Забор, украшенный деревянными скульптурами славянских божеств – Купала, Лада, Чур.

Скансен тоже заметно пополнился, но помимо поиска новых экспонатов Анатолий начал делать музей бортничества: улья разных типов, колоды, инвентарь пасечника… «Ко мне уже приезжали экскурсии из пяти школ района. Всего много. Все бесплатно, – рассказывает Анатолий здесь же во дворе, за чаем со свежеоткачанным медом. – Да и где у нас еще такое увидишь?» «Нигде!» – соглашаюсь с собеседником.

На первый взгляд может показаться, что хозяйство Анатолия Желудко во многом хаотично, экспонаты без музейных инвентарных номеров, бирок, описаний. Но в данном случае в таких тонкостях и скрупулезности нет необходимости. Воспринимайте все это как искусство, как гигантскую инсталляцию во времени и пространстве. Художник может ведь выйти за пределы кистей и холста, ибо искусство безгранично, как Вселенная. Ну а его работа станет по-настоящему оцененной, как это принято, лишь время спустя.

Николай СИНКЕВИЧ.

Фото автора.

Комментариев нет. Оставите свой?

Оставить комментарий
Войти через социальную сеть:
Номер 53135599