Массово-политическая газета Березовского района

Потребительские права в цифровую эпоху

183
Опубликовано,
15 марта 2017

Всемирный день защиты прав потребителей ежегодно отмечается 15 марта. И каждый год посвящен одной из актуальных тем потребительских отношений. В 2017 году Международная федерация потребительских организаций призвала сосредоточиться на правах потребителей в сегменте электронной коммерции, поэтому тема нынешнего Всемирного дня –потребительские права в цифровую эпоху.

В настоящее время индустрия электронной коммерции по организации продажи потребительских товаров и оказанию различных возмездных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет динамично развивается  и набирает все большие обороты. Онлайн-рынок открывает перед потребителями больше возможностей, давая доступ к еще более широкому ассортименту товаров и услуг, чем когда-либо прежде.

По информации Международной федерации потребительских организаций, ежедневно выходят на просторы Интернета более 3 миллиардов людей, что составляет 40 процентов мирового населения. Для сравнения: количество пользователей Всемирной паутины в 1995 году было равно лишь одному проценту населения Земли, и, безусловно, это число имеет тенденцию к росту.

Многие потребители уже отметили как значительные преимущества новых технологий, так и столкнулись с трудностями их использования. Дистанционные способы заключения договоров (купли-продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) все активнее входят в нашу повседневную жизнь. Реклама в Интернете становится одним из основных источников получения информации о необходимых нам товарах, услугах. Знание элементарных основ законодательства о защите прав потребителей, требований к рекламе помогает рядовому потребителю правильно выбирать товар, работу или услугу, не ошибиться с выбором продавца или исполнителя работы, услуги, и в случае необходимости быстро решить проблему качества товара или соблюдения продавцом или исполнителем условий договора.

На начало года по данным Торгового реестра в Республике Беларусь зарегистрировано 13,8 тысячи интернет-магазинов, из них в Брестской области – 764, в Березовском районе – 22.

Чтобы оградить себя от недобросовестных продавцов в Интернете, каждый потребитель должен знать несколько правил:

1. При приобретении товаров в интернет-магазине за покупателем сохраняются все права, гарантированные Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей».

2. Продавец на сайте интернет-магазина должен довести до сведения потребителя на белорусском или русском языке следующую информацию: наименование своей организации, юридический адрес, УНП (для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество, адрес, сведения о государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего государственную регистрацию); режим работы магазина; дату регистрации интернет-магазина в Торговом реестре Республики Беларусь; о документах, подтверждающих факт приобретения товара, которые продавец обязан выдавать покупателю вместе с товаром (образцы таких документов и порядок их оформления размещаются на сайте интернет-магазина); о товаре (наименование, место нахождения изготовителя и импортера, а также при наличии импортера, представителя, ремонтной организации, уполномоченной на устранение недостатков товара и (или) его техническое обслуживание; установленные гарантийные сроки на товар, дата изготовления и срок службы (срок годности или срок хранения товара); цена товара; наличие товара в продаже; срок доставки товара, цена и условия оплаты и доставки товара).

3. С 16 июня 2013 года в интернет-магазинах в обязательном порядке все без исключения продавцы должны выдавать кассовый чек.

Предъявить претензию по некачественному товару покупатель вправе и без чека при наличии иных доказательств (например, при наличии сведений о продавце на упаковке товара, в гарантийном талоне, расписке, наличии идентификационных знаков и т.д.). При отсутствии доказательств приобретения товара у конкретного продавца последний может оспорить факт приобретения у него этого товара.

4. При доставке товара, приобретенного в интернет-магазине, потребителю необходимо сопоставить информацию, полученную на сайте, с информацией в документах на приобретенный товар (технический паспорт, гарантийные талоны), в которых в обязательном порядке должна быть отметка о продавце (наименование, контактный телефон, подпись продавца).

Покупатель удостоверяет прием товара подписью в сопроводительных документах продавца.

Если курьер торопится и отказывается продемонстрировать вам товар либо отказывается вскрыть герметичную упаковку для осмотра товара или демонстрации его в действии, лучше откажитесь от принятия товара, отметив в сопроводительных документах на товар об отказе курьера в проведении проверки качества (внешнего осмотра, демонстрации работоспособности) товара.

В том случае, если вы решили приобрести товар в интернет-магазине, в обязательном порядке сохраните данные об интернет-странице, на которой размещена информация о продавце и выбранном товаре.

Отдел экономики Березовского райисполкома.

Оставьте свой комментарий