Массово-политическая газета Березовского района

Встреча с Президентом – конструктивный диалог

118
Нина Крукович,
09 сентября 2017

В числе делегированных на Республиканский педагогический совет с участием Президента была и начальник отдела образования, спорта и туризма Березовского райисполкома Татьяна Бренько. Форум прошел 23 – 24 августа в Минске.

– Татьяна Петровна, Вы впервые присутствовали на выступлении Главы государства. Какие впечатления?

– Понравилось, что Александр Григорьевич не оставил без внимания ни один аспект образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим. Он не был категоричен в высказываниях, подчеркивая, что к каждому изменению нужно подходить взвешенно. Учительство отмечает положительный резонанс события, возможно, подобные встречи с Президентом станут регулярными. Отрадно осознавать, что на самом высоком уровне знают о наших достижениях и проблемах. Разговор был детальным и, невзирая на огромную занятость Главы государства, был продолжительнее, чем планировалось.

– Наверняка у Вас тоже был вопрос к Президенту?

– Хотелось услышать более конкретное мнение по оптимальному началу занятий. И ответ прозвучал. Александр Григорьевич призвал не рубить с плеча, а в каждом случае тщательно изучить все нюансы. Ведь в этом вопросе учитывается и мнение родителей, и режим работы учреждения образования, и расписание движения автобусов, и многие другие факторы. В Березовском районе с 08.00 начали занятия всего четыре школы, остальные – с 08.15, 08.30 и 09.00.

– На заседании говорили о дифференциации заработной платы. Согласны ли Вы с тем, что труд талантливых молодых специалистов равноценен труду опытных коллег?

– Все верно сказал Президент: учитель учителю рознь, и зарплата должна быть по заслугам. В настоящее время существуют критерии для дифференциации, однако в цифровом эквиваленте это маловыразительно. Поэтому предложение Александра Григорьевича о пересмотре начисления заработной платы, без сомнения, будет одобрено педагогами. А если уж речь зашла о молодых специалистах, скажу, что в нашем районе мы стараемся стимулировать их «подъемными» выплатами, оплачиваем съем жилья и, конечно же, всем предоставляем не менее одной рабочей ставки. В августе к нам прибыло 48 выпускников вузов и ссузов, все трудоустроены. Кстати, половина из них – наши бывшие выпускники. На профессию педагога у нас выстроены хорошие ориентиры, учителя личным примером стараются убедить учащихся, что являются проводниками знаний, добра и справедливости. В гимназии г. Белоозерска и СШ аг. Здитово открыты педагогические классы, где занимаются дети, которые готовятся к этой профессии. Мы сами себе должны готовить кадры – грамотных, креативных. Они должны понимать детей, а главное – любить их. А вообще, как сказал Лев Толстой, хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце.

И в то же время мы дорожим опытными кадрами. Возраст, пусть даже пенсионный, не должен стать причиной отправки человека на так называемый заслуженный отдых, если тот имеет высокую квалификацию, желание работать, результативность педагогической деятельности и соответствует образовательным запросам детей. В этом году почти все наши умудренные практикой специалисты остались в строю.

– По поводу двуязычия. Александр Григорьевич красиво сказал: «Давайте будем богатыми людьми. Пусть у нас будет два родных языка». Часто ли поступают родительские пожелания насчет языка обучения для березовских детей?

– Иногда. Например, детский сад аг. Здитово переведен на русский, так как средняя школа в этой местности русскоязычная, и могли возникнуть трудности при переходе дошколят в первый класс. Языковая система в наших учреждениях уже устоялась, и было бы не совсем правильно ее кардинально менять. Всего в районе 10 школ из 25 ведут обучение на русском языке, остальные – на белорусском. Замечу, что языковые изменения не происходят сиюминутно – они завязаны в том числе и на учебно-методическом обеспечении, которое строится на заказах сроком в пять лет.

Я за толерантность – за исконный белорусский язык и ставший родным для многих поколений русский. Грамотный человек может легко оперировать обоими и в работе, и в непринужденной обстановке.

– Как все-таки избавить учителя от рутины бумаготворчества? Об этом ведь тоже шла речь.

– В некотором роде нам поможет в этом электронный документооборот. И все же, должна сказать, администрация школ порой сама придумывает для учителей лишнюю отчетность. Бывает, не хватает продуманности или системности, возникает искусственный аврал.

К сожалению, имеет место и дополнительная нагрузка на учителя, напрямую не связанная с процессом обучения. Например, сбор денег на питание, ведение учета питающихся. В некоторых учреждениях образования района дети уже не носят с собой наличные деньги на питание, их родители вносят нужные суммы через ЕРИП. Будем работать в этом направлении и дальше.

– Президент похвалил новые учебники. Чем они хороши?

– Глубоким, но более легким для понимания содержанием, примерами из современности, красочными иллюстрациями. В их создании принимали участие учителя-практики. А кто лучше их знает особенности программ и пробелы в старых изданиях? Поэтому и получились учебники максимально оптимальными на данный момент. К 1 сентября в учреждения образования поступило 30 новых учебных пособий, до конца года  планируется еще 11, а полное обновление произойдет к 1 сентября 2019 года. Приятно, что среди авторов учебников и наш учитель-методист, директор СШ №1 г. Березы Николай Жукович. Он разработал «Літаратурнае чытанне» для вторых и третьих классов. Знаю, что Николай Васильевич на этом не остановился и уже работает над следующим материалом.

– В чем превосходит современный ученик школьника прошлых лет?

– Мобильностью. Кругозором. Однако с приходом Интернета нынешний учащийся разучился размышлять, выражать свою мысль – об этом так и сказал Президент. Учителя и родители обязаны приобщать детей к чтению, развивать коммуникативные навыки, заставлять анализировать, а не только пользоваться статичной информацией.

– В первый день республиканского педсовета Вы были заняты в одной из секций. Расскажите об этом.

– Меня распределили в седьмую секцию из девяти. Вместе с руководителями и специалистами Национального института образования, Академии последипломного образования, факультета социально-педагогических технологий БГПУ им. М. Танка, специалистами других образовательных структур мы обсуждали актуальные аспекты социальной, воспитательной и идеологической работы в современных условиях. Вырабатывали рекомендации по новым подходам в воспитании, организации шестого школьного дня, ранней профориентации учащихся и другим вопросам. В этой связи коллеги говорили, в частности, о том, что классный руководитель – ключевое звено воспитания обучающихся в современной школе. Он должен жить жизнью ученика, в том числе за стенами школы, быть другом, помощником и единомышленником. Ученик в интернете – и взрослый пусть там будет, поможет ему успешно социализироваться в виртуальном пространстве, узнает, чем он дышит, как позиционирует себя. Шестой школьный день здорово проводить под девизом «Познание, труд, игра», такой вектор будет способствовать наиболее органичному формированию личности ребенка. Кроме всего, нужна незыблемая идеологическая составляющая воспитательных мероприятий – дети должны хорошо знать историю Родины, гордиться ею.

– И несколько слов для итога…

– Республиканский педагогический форум был информационно насыщенным. Наша братия огромна, совершенствование сферы образования коснется многих. «Ломки» системы, как выразился Александр Григорьевич Лукашенко, не будет, в ней накоплено много положительного, заложена база. Все новшества станут полезным дополнением.

Оставьте свой комментарий