Массово-политическая газета Березовского района

Говорим правильно

57
Опубликовано,
09 сентября 2017

Речевые нарушения у детей – серьезная проблема нашего времени. Почему-то все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает одну или несколько букв родного языка, а милая и забавная для родителей картавость – отклонение от нормы, которое будет мешать ребенку полноценно заниматься в школе. Самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, напротив, с каждым годом все больше детей нуждается в помощи логопеда. В чем причина этого явления в наш просвященный век? И что в связи с этим необходимо знать родителям?

Нарушение речи определяется отклонением речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде. Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются, не соответствуют возрасту говорящего, требуют того или иного логопедического вмешательства. Неправильная речь ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии, задерживая и искажая его, может затруднять обучение в школе.

Речевые нарушения разнообразны, они зависят, во-первых, от сложности анатомо-физиологических механизмов, участвующих в формировании и протекании речи; кроме того, от тесного взаимодействия человеческого организма с внешней средой и от социальной обусловленности речи как в отношении ее формы, так и содержания.

Нарушения речи могут возникнуть в любом возрасте, но наиболее «ранимой» речь оказывается у детей.

Речевые нарушения разнообразны: от нарушения произношения отдельных звуков [р], [л], [ш, ж, ч, щ], [с-з, ц], нескольких групп звуков – свистящих, шипящих, сонорных [р, л] и т.д., что ведет к непониманию речи говорящего, до полного отсутствия речи в случае тяжелых речевых расстройств (алалия и афазия), когда ребенок или взрослый объясняются отдельными звуками и жестами. Часто встречается такой вид речевого нарушения, как заикание (логоневроз) – от легкой формы до тяжелой, когда из-за нарушения речевого дыхания, спазмов и судорог в речедвигательном и дыхательном аппарате речь практически невозможна. Встречаются тяжелые речевые нарушения (ринолалия), связанные с грубыми врожденными анатомическими аномалиями – это расщелины неба, верхней губы, крыльев носа. У таких детей из-за аномалии в строении речевого аппарата не могут самостоятельно формироваться звуки родного языка. Речь непонятна, с носовым оттенком. Неправильное произношение может формироваться и у детей с аномальным прикусом, с неправильным строением зубов, зубного ряда. Отрицательное воздействие на формирование речи может оказать неправильная языковая среда, в которой воспитывается ребенок, дефекты речи взрослого (родителей, воспитателей), ограниченное языковое общение с ребенком. Если в семье нет бесед, чтения, ответов на вопросы, совместных игр, где ребенок, подражая взрослому, развивает и совершенствует свою речь, то у него формируется задержка речевого и психического развития. Плохое воздействие на развитие речи детей раннего возраста (от 1 года до 4 лет) оказывает телевидение, если оно заменяет общение с близким человеком – мамой, отцом, братом, сестрой, бабушкой, дедушкой. Ребенок при просмотре телепередач занимает пассивную позицию, принимает информацию (хорошо, если положительную), сам не участвует в игре, в сказке, не может задать вопрос – он молчит. Чем больше он «общается» с телевизором, тем больше он молчит, тем сильнее тормозится его речевая активность. Для детей более старшего возраста (5 – 7 лет) длительные телевизионные просмотры также вредны для формирования речи, так как самый активный период речевого развития происходит до 7 лет. Выбирайте для своего ребенка телепередачи и видеофильмы сами. Смотрите с ним, поясняйте и рассуждайте вместе. Ограничивайте телевизионное общение во времени (от 15 минут до 1 часа): или один фильм, или одна сказка.

Неправильное речевое окружение и воспитание также могут стать причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

Для правильного развития и профилактики нарушений речи необходимо здоровое речевое окружение с самого рождения ребенка. Разговаривайте с ним, не подстраиваясь под него, сюсюкая и ломая язык. Говоря «детским» языком с малышом, вы лишаете его правильного образца речи, так как его речь формируется в общении с вами. Вредно сказывается на звукопроизношении и длительное сосание соски или пальца. Читая ребенку книги, беседуя с ним, отвечая на вопросы, вы тем самым развиваете и совершенствуете его речь. Внимательно слушая ребенка, вы побуждаете его к высказываниям, к активной речи, развивается ее грамматический строй, совершенствуются речевые обороты, обогащается словарь. Никогда, даже если вы устали, не говорите ребенку: «отстань», «некогда» – этим вы тормозите его развитие, снижаете или сводите на нет его речевую активность, мыслительную деятельность. Будьте другом и помощником ребенку, вместе с ним совершенствуйте и свою речь!

Яна ШАЙТАР, врач-гигиенист Березовского РЦГиЭ.

Оставьте свой комментарий