Массово-политическая газета Березовского района

Щедрость за государственный счет

197
Опубликовано,
28 февраля 2017

Заработная плата является важным фактором стимулирования труда, повышения его производительности и эффективности.

В результате принятия ряда нормативных правовых актов, внесения изменений в законодательство в настоящее время руководителям организаций, в том числе и государственной формы собственности, предоставлен широкий выбор систем и условий оплаты труда работников.

Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок оплаты труда, направлены на соблюдение интересов общества, нанимателя и работников; рост объемов реализованной продукции, товаров (работ, услуг), в том числе на экспорт; снижение запасов готовой продукции; повышение качества продукции; снижение затрат на производство продукции (работ, услуг) и экономии всех видов материальных и трудовых ресурсов; увеличение чистой прибыли; повышение рентабельности продаж и др.

В целях либерализации условий осуществления хозяйственной деятельности, расширения прав нанимателей по установлению гибких условий оплаты труда работников, максимально учитывающих результативность вклада каждого работника, Президентом Республики Беларусь подписан Указ от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда», принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 № 597 «О совершенствовании условий оплаты труда руководителей организаций в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» и постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.02.2012 № 29 «Об утверждении Рекомендаций по премированию работников коммерческих организаций по результатам финансово-хозяйственной деятельности» и др.

Однако ряд руководителей работу в республике направленную на либерализацию условий осуществления хозяйственной деятельности, устранение излишнего вмешательства государственных органов в деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей восприняли как вседозволенность и способ личного обогащения.

В ходе проверки одного из дочерних предприятий коммунального унитарного предприятия «Брестское областное управление капитального строительства» УП «УКС города Пинска» специалисты Пинского межрайонного комитета государственного контроля Брестской области  установили многочисленные нарушениями законодательства Республики Беларусь в части начисления оплаты труда и выплат стимулирующего характера. Общая сумма причинённого предприятию вреда в связи с незаконными выплатами заработной платы составила 95707,4 деноминированных рублей, в т.ч.: руководителю – 33651,20 руб., другим работникам – 62056,20 руб.

Так, в соответствии с контрактом директору ежемесячно начислялась и выплачивалась премия за выполнение заданий по вводу жилых домов в нормативные сроки строительства в размере 40 % оклада. После сдачи в эксплуатацию каждого дома директором издавались приказы о дополнительном премировании. По окончании квартала вновь начислялась премия за ввод жилья.

Таким образом, за соблюдение срока строительства одного и того же дома руководитель премировался трижды.

Положением об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 № 597 и контрактом, заключенным с руководителем, установлено ограничение, что общая сумма материальной помощи (единовременных выплат) не должна превышать за календарный год двух окладов.

Однако, проигнорировав это требование, директор УП «УКС города Пинска» незаконно получил 3897 руб.

Следует отметить, что с «легкой руки» директора на предприятии внедрена практика выплат премий практически ко всем государственным и иным праздникам Республики Беларусь (День Победы, День Независимости Республики Беларусь, День Октябрьской революции, Новый год, День строителя, День Защитника Отечества и Вооружённых Сил Республики Беларусь и др.).

Так, например, директору ко Дню Победы и Дню независимости  было начислено по 40 базовых величин, к Новому году – 1,5 оклада. Всего  на эти цели им получено почти 8000 руб.

Согласовывать размеры ежемесячных премий по результатам финансово – хозяйственной деятельности со своей вышестоящей организацией – КУП «Брестское областное управление капитального строительства» директор  нужным не считал.

В тоже время и КУП «Брестское областное УКС» формально относилось к согласованию повышения заработной платы работникам своего дочернего предприятия и  тарифной ставки первого разряда своему дочернему предприятию. Так КУП «Брестское областное УКС» согласовало с 01.07.2014 года повышение тарифной ставки на основании письма, в котором отражено без каких либо доводов «просим согласовать повышение тарифной ставки первого разряда на 20 % с 900 000 руб. до 1 080 000 руб.»

В целом с апреля 2014 года по апрель 2015 года в УП «УКС города Пинска» произведено повышение тарифной ставки первого разряда трижды – с 900 тыс. руб. до 1550 тыс. руб. или на 73 %.

А при требованиях о предоставлении финансово – экономических показателей УП «УКС города Пинска» для повышения тарифной ставки первого разряда в апреле 2015 года в КУП «Брестское областное УКС» были  предоставлены недостоверные данные о действительном размере фонда заработной платы (занижен на 32 %) с целью сокрытия значительного превышения темпов роста заработной платы над темпами роста производительности труда.  

Кроме того, работники стимулировались предоставлением  беспроцентных займов и в нарушение требований Указа Президента Республики Беларусь от 05.05.2006 № 296 «Об упорядочении использования финансовых ресурсов государственных организаций и хозяйственных обществ с долей государства в уставных фондах»  в декабре 2014 года 11 работникам УП «УКС города Пинска», в том числе и директору на потребительские нужды был предоставлен беспроцентный займ на общую сумму 68 тыс. руб., при этом за счет средств предприятия оплачены услуги банку (1,35 тыс. руб.) и подоходный налог (8,15 тыс. руб.).

Несмотря на высокий уровень заработной платы в УП «УКС города Пинска», превышающий почти в три раза среднюю заработную плату в строительной отрасли республики, работники к исполнению должностных обязанностей относились далеко не должным образом.

В ходе каждой проверки объектов строительства, где технический надзор осуществляли специалисты предприятия, устанавливались факты завышения стоимости строительно-монтажных работ. Так, за 2014-2016 годы установлены завышения на сумму 515,5 тыс. рублей.

Фактически самоустранилась от исполнения  своих должностных обязанностей и главный бухгалтер.

В течение 2014 – 2016 годов Главная книга  предприятия велась с грубыми нарушениями Закона о бухгалтерском учете и отчетности, а за отдельные периоды не велась вовсе. Расхождение активов и пассивов на 01.10.2016  превысило 28 млн. руб.

Не  был обеспечен и бухгалтерский учет земельных участков, предоставленных УП «УКС города Пинска» в пользование для строительства объектов. В связи с этим не обеспечено соблюдение земельного законодательства в части внесения изменений в правоудостоверяющие документы. Не смотря на то, что объекты строительства введены в эксплуатацию и переданы застройщикам и эксплуатирующим организациям, ряд земельных участков остаются в пользовании УП «УКС города Пинска».

Директором предприятием проигнорированы требования Директивы Президента Республики Беларусь от 14.06.2007 № 3 «О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства».

Так, в путевых листах легкового автомобиля «Renault Latitude», закрепленного за директором УП «УКС города Пинска», в период с 02.02.2015 по 30.09.2015 отражался остаток топлива при выезде и при возвращении от 570 л до 665 л, превышающий вместимость топливного бака автомобиля (70 л) в 8,1 – 9,5 раз. А после того, как в октябре 2015 года с директора за пережог топлива удержано 500 руб., он просто перестал вносить сведения о движении топлива в путевые листы.

Аналогичные нарушения установлены при проверке путевых листов легкового автомобиля Skoda Oсtavia, закреплённого за водителем К.

Кроме того, за счёт средств предприятия организовывались праздничные застолья. На празднование в ресторанах города Нового 2015 и 2016 года и на приобретение для работников деликатесных продуктов питания было израсходовано около 9 000. руб.

Систематически приобретались дорогостоящие канцелярские принадлежности (ручки «Parker», ежедневники с обложкой из натуральной кожи, ключница и др.) на общую сумму 1770 рублей. Например, в апреле 2016 года директором приобретена ручка «Parker» стоимостью 370 руб.

При наличии информационно-правовых баз «Консультант Бухгалтер», «ЮСИАС», «СтройДОКУМЕНТ», банки данных «Законодательство» и «Юрист» (аналитическая правовая система «Бизнес-Инфо»), а также при наличии Интернет-подключения Byfly, мобильного интернета (затраты на эксплуатацию которых составили 15,7 тыс. руб.), директором УП «УКС города Пинска» с закрепленного за ним служебного телефона осуществлялся выход в сеть Интернет, что повлекло дополнительные расходы предприятия на оплату мобильной связи на сумму 453 руб.

УП «УКС города Пинска» имеет собственный сайт.  Однако сайт разработан формально, на нём отражена неактуальная информация, устаревшие нормативно-правовые акты, в том числе на момент его создания. Обновление информации на сайте не производится. Однако за разработку сайта предприятии, как за выполнение особо важного задания, ведущий специалист был премирован в размере двух окладов.

А вот денежных средств на приведение в работоспособное состояние кран–балки директором не нашлось и в связи с этим лифтовое оборудование хранилось под открытым небом при наличии значительных свободных площадей на складе предприятия.

Все вышеизложенное стало возможным по причине полного самоустранения от осуществления контроля со стороны КУП «Брестское областное УКС», а также не обеспечения проведения проверок финансово – хозяйственной деятельности, в соответствии с уставом УП «УКС города Пинска», независимыми аудиторскими организациями.

По результатам рассмотрения материалов проверки УП «УКС города Пинска» в отношении бывшего директора предприятия Пинской межрайонной прокуратурой возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 210 Уголовного кодекса Республики Беларусь (хищение в особо крупном размере путем злоупотребления служебными полномочиями).

Оставьте свой комментарий