Сайт находится в тестовом режиме
Люди и судьбы

Ньютоновы яблоки*

06 Ноября 2018 2125 2

Мамотюк.jpg

Уподобляясь великим альпинистам, покорившим десяток восьмитысячников, преодолевая непроглядную ночь воинствующего невежества, ледяную пургу противостояния в холодных войнах, вулканические извержения военных конфликтов и охватившего планету терроризма, человечество упорно взбирается на вершины научного и технического прогресса… И ведет его всегда Учитель.

Малый панегирик Учителю

В тревожные для мира времена (а мы, люди, переживаем их с удивительным постоянством!) на авансцену жизни выходит именно фигура учителя. От него не в меньшей степени, чем от врача, солдата, генерала или священника, зависит будущее государства, континента, планеты…

В нашей стране процесс постперестроечной девальвации учительского труда был остановлен и повернут вспять. Что для этого было сделано и делается сегодня – тема отдельного разговора, но молодежь, как и сорок лет назад, снова выбирает педагогические вузы – быть учителем сегодня модно и круто! Хотя, как и в былые времена, не слишком денежно…

Но Учителя – таков неписаный закон – вырастают там, где материальная заинтересованность отступает перед трудом и любовью.

Телеграмма вместо вызова, физика вместо математики

Абитуриентка из Дрогичинского района Лидия Мамотюк имела твердые знания по точным наукам в рамках школьной программы. Особенно любила математику. Прекрасно сдала вступительные экзамены в Киевский педагогический институт и стала ждать вызов. Когда прошли все сроки и на сердце тенью легло сомнение, вместо вызова получила телеграмму о зачислении (вызов ей, оказывается, забыли отправить!), а по приезде – предложение идти на физический, а не математический факультет, мол, зачем вам математика – физика интереснее!

И правда, учиться в одной из двух экспериментальных групп, где готовили не педагогов, а руководителей производства, было очень интересно. В каждом семестре один месяц был отведен на практику на заводах Киева, оснащенных по тем временам новейшим техническим оборудованием. Студенты осваивали рабочие профессии токаря, фрезеровщика с получением соответствующих удостоверений. Все сдали на права вождения, что тогда, в пятидесятые, было предметом особой гордости, освоили и профессию кинодемонстратора. Так что из института Лидия вышла не только с дипломом, но и со стопкой удостоверений и солидным опытом участия во всевозможных поездках и экскурсиях. Все это потом ей здорово пригодилось.

Из города Ярославны в город над Ясельдой

И все-таки она стала не производственником, а учителем: эксперименты хрущевской эпохи нередко завершались, не пройдя испытаний временем. Вступление на педагогическую стезю Лидия Давыдовна восприняла как должное: при выборе профессии изначально знала, куда идет. Полюбив детей, полюбила и работу. И никогда не пожалела о своем выборе, никогда ему не изменила… Трудовую биографию начинала в древнем украинском городе Путивле в Сумской области – там до сих пор есть камень, на котором, по преданию, Ярославна ждала мужа из похода на половцев. Учительский труд молодой педагог совмещала с производством, жизнь была полна планов… И однако ей пришлось вернуться в Дрогичинский район: тяжело заболела мама. После трех лет работы в Хомской школе (часто после уроков Лидия Давыдовна ехала автобусом в родную деревню к матери, а утром к первому уроку возвращалась, о чем никто не догадывался) заведующий облоно предложил ей на выбор три школы в райцентрах Брестчины. Недолго думая, выбрала Березу.

Первая – во всем первая

Молодой учитель физики сразу пришлась «ко двору» в средней школе №1 г. Березы. В здоровом творческом педколлективе, руководимом тогда сильным, как сейчас сказали бы, харизматичным лидером Павлом Михайловичем Бобриком, приветствовались трудолюбие и педагогический талант, любовь к детям и энергичная активная позиция в жизни. Здесь не было места равнодушию, лени и халтуре. Бобрик собирал под знамена школы лучшие педагогические кадры, прибывавшие в район.

Опыт соседствовал с молодым задором, творческая атмосфера перетекала из учительской в классы. Школа жила интереснейшей насыщенной жизнью, находилась на подъеме, что ощущалось и взрослыми, и детьми.

Лидия Давыдовна, еще в школе и вузе занимавшаяся фотографией, сразу же применила свои способности на новом месте. Все мало-мальски заметные школьные мероприятия теперь находили отражение на фотопленке ее фотоаппаратов «Зоркий 5», «Зоркий 10», «Ленинград». Л.Д. Мамотюк была фотолетописцем первой школы. Увлеченность любимым предметом, умение строить взаимоотношения с учениками, положительная личностная энергетика – все это притягивало к ней ребят и коллег, будило ребячий интерес к физике и фотографии. Лидия Давыдовна подружилась с Татьяной Наумовной Соповой, Анной Федоровной Шкодюк, Ниной Александровной Михайловой, Ниной Григорьевной Шейниной, Валентиной Антоновной Голотиной, Лидией Павловной Друщиц и многими другими учителями.

Жить между тем пришлось на частной квартире, за которую надо было отдавать половину невысокого учительского заработка тех лет. Своя жилплощадь появилась не сразу. Нехватка денег, конечно, ощущалась, но ее затмевал яркий интерес к жизни школы, к преподаванию, к детям. Классное руководство (10 «Б» 1970 года выпуска) стало началом их большой дружбы поистине длиной в жизнь. Символично, что в 2001 году, собираясь на заслуженный отдых, Лидия Давыдовна неожиданно получила от одного из своих учеников этого выпуска приглашение отдохнуть и подлечиться в санатории в Ялте, и почти три недели она провела со своими «ребята ми» (они тоже отдыхали в этом санатории) в незабываемом общении и совместных экскурсиях по Крыму…

Шкатулка с сокровищами

Конечно, речь о нематериальных сокровищах, остающихся в памяти и сердце. Лидия Давыдовна в этом смысле «миллионерша» – она сохранила контакты и дружбу не только с коллегами – с выпускниками первой школы разных лет.

Благодаря своим ученикам она никогда не чувствовала себя одинокой. Женя Гусев, выдающийся программист, работающий в Лас-Вегасе в области разработки искусственного интеллекта, недавно прилетал в Беларусь и, на пару часов заехав в Березу, не забыл навестить любимую учительницу. Ольга Никифоренко прилетала из Хакасии и тоже побывала с визитом дружбы у Лидии Давыдовны. Раз в два-три года ее навещает Таня Реутова из Калининграда, приезжает Оля Кутюра, давно ставшая по-настоящему близким человеком.

Руслан Шекрота преподает в Китае, женат на китаянке. Навестил Л.Д. Мамотюк с женой и маленькой дочкой, прекрасно говорящей по-русски и по-китайски. Лидия Давыдовна до сих пор смеется, вспоминая, как бойко дочь «переводила» матери их разговор. А вот Слава Артишевский побывал у нее с не менее бойким внуком, живущим с родителями в США. Мальчик поразил не только прекрасным английским, но и общей эрудицией и взрослой рассудительностью… Все это – не просто эпизоды из жизни, источник бодрости – то, что помогает держаться на плаву, продлевает жизнь, не дает душе стареть. Впрочем, люди такой закалки и кругозора, как Л.Д. Мамотюк, не стареют.

Сохранение равновесия

«Жизнь – как вождение велосипеда. Чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться». Это сказал великий физик Альберт Эйнштейн.

В вечном неустанном движении и заключен секрет жизнестойкости, остроты ума и прекрасной памяти восьмидесятилетней учительницы. Тридцать пять лет отдала она преподаванию в СШ №1 г. Березы, была классным руководителем выпускников 1970, 1983, 1988 и 1994 гг. Последний выпуск (класс с углубленным изучением физики) выпустила в 2001-м.

– Тестирования тогда не было, но 19 человек из класса, где было немногим больше двадцати учеников, выполнили на отлично задания олимпиад, которые проводили минские вузы, и автоматически стали студентами. Это показатель эффективности такой системы и преподавания в березовской первой школе… Студентами становились действительно те, кто обладал знаниями, – вспоминает Лидия Давыдовна.

Она убеждена: учитель – это не тот, кто ограничивается отведенными ему часами, торопливо покидая школу после уроков. И, конечно, не тот, кто соизмеряет свои педагогические усилия с зарплатой. Ей, учителю физики, случалось допоздна учить вместе с учеником «Бородино» Лермонтова (лаборантка в кабинете и та выучила стихотворение наизусть!). Было и такое, что ставили с учеником эксперимент, результатов которого пришлось ждать до полуночи… Постоянно ходили в походы – например, пешком в Шилин 8 мая. Как-то, вспоминает Лидия Давыдовна, они с ребятами вышли на красивый заливной луг, желтый от цветущих одуванчиков и обрамленный свежераспустившимися молодыми березками. Потрясенные красотой, дали ему название – «Солнечное озеро».

Она ездила со старшеклассниками по всей Белоруссии и едва не по всей европейской части Союза – поездкам этим поистине нет числа! Где только не побывали – в Несвиже в фарном костеле, в Жировичском монастыре, в Брестской крепости, в Риге в Домском соборе. И везде ребята удивляли экскурсоводов дисциплиной и организованностью: у Лидии Давыдовны было незыблемое правило – при первом нарушении порядка автобус разворачивался и вез незадачливых путешественников назад в Березу!

– Как-то на зимних каникулах поездом повезла свой десятый класс по маршруту Минск – Новгород – Псков – Ленинград. Новый год встречали в вагоне, в Новгороде сразу же попали на елку, потом были экскурсии в Пскове, Ленинграде. Это было незабываемо! У меня с поездками получалось все очень просто. Нам помогали с транспортом директор автобазы №8 В.М. Гуревич, директор тогдашнего КСМ В.Н. Басалай, другие руководители. Еще и экскурсии нам на производство организовывали. А мы им за это сажали цветы на клумбах, убирали территорию.

В ее памяти немало интересных и забавных эпизодов, характеризующих взаимоотношения в коллективе, с ребятами. Сегодня вспоминать все это и трогательно, и больно, и радостно. Все нынче в радужной дымке времени, причем совсем другого времени…

Как бурно готовились к Новому году, убирали зал, готовили школьные вечера, в том числе и предметные. Как весело, красиво – без застолий и другой мишуры – проводили выпускные! Как-то с одним классом пошли встречать рассвет вдоль трассы Брест – Минск в сторону Бронной Горы. По пути разожгли костер на обочине, танцевали, пели. И встречная колонна большегрузных машин салютовала им гудками! Водители выглядывали из кабин, улыбались… Разве такое напутствие во взрослую жизнь не запоминается навсегда?

С другим классом ходили встречать рассвет на то же Солнечное озеро, смотрели, как на рассвете из воды выпрыгивали рыбы – несколько метров над водой…

…Когда в 2001 году ушла из школы, никакой ностальгии не испытывала. Пришло другое время со своим духом и предпочтениями – лучше ли, хуже ли прежнего – судить об этом можно будет лет через пятьдесят. Но старшее поколение, в том числе и Л.Д. Мамотюк, осталось при своих убеждениях, с которыми и идет дальше по жизни.

И – не в обиду новым поколениям учителей – желает им такой же преданности избранному делу, такой же самоотдачи, которая отличала их.

Только любя

Вообще, времена не сравнивают и, как известно, не выбирают. У каждого свое лицо и поступь. Но то, доперестроечное, вспоминается как время надежности и искренних человеческих отношений. Люди были неравнодушные, готовые помочь. Сколько ездила автостопом – даже мысли о каком-нибудь неприятном случае не возникало. Ночью подвозивший Лидию Давыдовну водитель грузовой машины отказался высаживать ее на повороте, довез почти до дома…

Сейчас больше равнодушия, зависти, злобы, хотя жизнь более обеспеченная, сытая, что ли.

Лидия Давыдовна констатирует: ей встречались в жизни хорошие люди. А я думаю: наверняка она их притягивала своей позитивной энергетикой, ведь какой посыл адресуешь миру, такой и получаешь ответ!

Сегодня, вопреки возрасту и проблемам со здоровьем, Л.Д. Мамотюк не ощущает ни малейшей пустоты:

– В храм хожу – это многое дает душе. Читаю, сейчас вот всерьез взялась за историю Беларуси – и светскую, и духовную. Открываю целые историко-культурные пласты: и про унию, и про наши языки – русский, белорусский… Дает богатую пищу для ума и сердца. Разгадываю пятничные кроссворды – порой с Татьяной Наумовной Соповой по телефону – отличная гимнастика для ума. Иногда вяжу, если зрение позволяет.

А еще, добавлю, у Лидии Давыдовны есть дачный участок. Нет, не для картошки и морковки – для души. Каких только южных цветов и экзотических растений, вплоть до арахиса, пекинской капусты и дынь, она там не выращивала! Красота и бесконечное разнообразие природы вдохновляют и открывают все запасники энергии, тем более, когда поддерживают соседи- единомышленники и любимые ученики – Витя Быцкевич, Толя Решетов…

– Смысл жизни? Наверное, все же, стандартный набор: семья, дети, посадить сад, воспитать человека… И, конечно, любить. Жизнь, людей. Без любви все мертвое. Только любовью спасемся…

Маргарита ГОРОВАЯ.

Фото Николая СИНКЕВИЧА.

* «Миллионы людей видели, как падают яблоки, но только Ньютон спросил почему». Бернард Барух.

Комментарии
2
Светлана 28 Ноября 2018
Действительно, только любовью спасаемся, в наше то время. Тут с Лидией Давыдовной нельзя не согласиться. А вообще, статья интересная, чувствуется как исходит позитивная энергетика))
Ирина 22 Ноября 2018
К сожалению, в наше время работа учителя больше состоит из заполнения кучи бумажек, а общение с учениками отходит на второй план. Чтобы всё успеть, и научить наших детей им приходится жертвовать и своим свободным временем, и личной жизнью, и воспитанием собственных детей. Давайте не будем забывать, что всеми своими успехами в жизни мы обязаны и нашим учителям в том числе.
Оставить комментарий
CAPTCHA