Люди и судьбы

След в памяти и сердце

27 Августа 2019 1998 0

Человеческая память, при всей ее кажущейся недолговечности, пожалуй, самый надежный и щепетильный хранитель фактов и событий прошлого. Особенно не слишком отдаленного, еще не успевшего окаменеть, забронзоветь или в отшлифованном, приглаженном виде попасть на страницы мемуаров и учебников… И, конечно, лучше всего о человеке расскажут те, кто лично знал его при жизни, кто волею судьбы находился или работал с ним рядом. Чем ярче, масштабнее личность – тем больше граней и оттенков в воспоминаниях современников о ней и тем должны быть выше требования к их точности и достоверности…

Бобрик.png

Для этой газетной статьи есть веские основания: 26 августа исполняется 100 лет со дня рождения одного из самых талантливых и харизматичных директоров учреждений образования Березовщины Павла Михайловича Бобрика. Почти двадцать лет его директорства в 60–70-е годы вывели Березовскую среднюю школу №1 на лидирующие позиции в области просвещения в тогдашней Белорусской ССР и, что не менее важно, во всем Советском Союзе. Имя первой школы убедительно и гордо звучало тогда по всей стране. Но главным было не столько новаторское внедрение в числе первых в СССР кабинетной системы, не оценка труда директора и коллектива, о чем ниже, – главным было и осталось первоклассное качество преподавания и воспитания, которое получали учащиеся во времена директорства Павла Михайловича. Справедливость данного утверждения, уверена, подтвердят сотни и сотни выпускников школы разных лет: те, кто учился  уже «после Бобрика», также попали в мощное энергетическое поле традиций и требований, заложенных директором и его командой. А она, команда, была, хотя тогда это модное по нынешним временам слово и не было в ходу… Тогда говорили «коллектив единомышленников». И это было правдой.

Как, в каком горниле ковалась, в каком кристальном роднике закалялась эта сильная личность? Тут нет секрета: молодые годы Павла Бобрика, как и миллионов его сверстников, пришлись на войну… Рожденный в российском Кургане в семье белорусских беженцев I Мировой войны, еще в младенческие годы он вернулся с родителями на родину. Активный, любознательный, начитанный юноша по окончании Крупкинской средней школы (Минская область) поступил на филологический факультет Минского пединститута, откуда второкурсником ушел на фронт – сначала попал в 3-ю запасную бригаду, потом в военное артиллерийское училище. В мае 1942 года получил боевое крещение на одном из самых тяжелых тогда фронтов – Брянском. Через два с лишним года фронтовые дороги привели его в родные места – в составе 1610-го артиллерийского полка 66-й легкой артиллерийской бригады 21-й дивизии прорыва I Прибалтийского фронта он участвует в освобождении Белоруссии и Прибалтики от немецко-фашистских захватчиков. За скупыми строками военной характеристики подвиг: 24 августа 1944 г. на территории Западной Литвы огневой взвод лейтенанта Бобрика трижды отбил атаки гитлеровцев, уничтожив при этом 25 солдат и офицеров противника, два станковых пулемета и подбив вражеский танк. За этот бой П.М. Бобрик был награжден орденом Красной Звезды. А орден Отечественной войны II степени он, будучи уже старшим лейтенантом, заслужил в январе 1945-го в тяжелых боях за Тильзит, город в Восточной Пруссии. Здесь взвод под командованием Бобрика, выкатив орудия на самый берег Немана, в течение двух суток прикрывал огнем переправу наступающих советских войск, нанося врагу ощутимый урон в живой силе и технике.

Отгремели победные салюты, и Павел Михайлович вернулся к мирной жизни. Заочную учебу в пединституте совмещал с работой заведующим отделом агитации и пропаганды Кобринского райкома КПБ, позже – секретаря райкома по зоне Кобринской МТС. Пять лет, вплоть до 1960-го, возглавлял Ленинский райком КПБ Брестской области. Делу отдавался так же, как на фронте – безоглядно, не давая поблажек ни себе, ни коллегам, за что был удостоен ордена «Знак Почета». В 1960-м его назначают директором Березовской средней школы №1. Это было новое для Бобрика дело. Он понимал: знаний, полученных в пединституте, мало. Но за плечами был уже солидный опыт руководящей работы и знание людей… Как бывший артиллерист, новый директор сделал прицел на точный расчет и меткость. Это сработало: все «снаряды» легли в цель!

Вспоминает Анна Иосифовна Денисюк, учитель математики, завуч Березовской СШ №1 с 1967 года:

– Работать с Павлом Михайловичем было нелегко, но очень интересно и комфортно! Он не просто подбирал нужные педагогические кадры – умел с ними работать, побуждая каждого раскрывать свои сильные стороны. Заставлял постоянно и много читать, быть в курсе всего нового. Спрашивал, что мы читаем, просил делиться узнанным. Сам рос и нам помогал расти! Меня он, что называется, уговорил перейти в школу №1 из вечерней, где я на тот момент (в 1966 году) работала завучем. Поводом стало то, что в одном из старших классов оказалось некому заменить учителя, ушедшего в декретный отпуск. Класс был сложный, и никто туда не стремился. Увидев, что я сомневаюсь, Павел Михайлович настоятельно порекомендовал принять его предложение, ибо другого такого случая может не быть, и сразу же принял мое условие: взять к себе в школу моих детей, двойняшек-первоклассников.

Было вполне естественно, что директор приходит на урок к новому учителю. Но когда это повторилось снова и снова, Анна Иосифовна прямо спросила Павла Михайловича: «Я что, не внушаю Вам доверия?..» И услышала: «Не переживайте, спокойно работайте – я тоже учусь!»

Школьная линейка.jpg

Школьная линейка в СШ №1. П.М. Бобрик – третий справа, А.И. Денисюк – вторая слева.

Продолжение читайте в выпуске газеты за 24 августа 2019 года.

Маргарита ГОРОВАЯ.

Фото из архива семьи П.М. Бобрика.

Комментариев нет. Оставите свой?

Оставить комментарий
Войти через социальную сеть:
Номер 53135599