Общество

Актуальные вопросы защиты прав потребителей

09 Января 2017 1349 0

1.Как поступить в ситуации, если приобретенный товар, оказался некачественным?

В соответствии со статьей  20 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» Закон Республики Беларусь потребитель, которому продан товар  ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

  • замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
  • соразмерного уменьшения покупной цены товара;
  • незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
  • возмещения расходов по устранению недостатков товара.

Вместо предъявления указанных выше требований потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом потребитель по требованию и за счет продавца должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. Потребитель вправе возвратить такой товар без потребительской тары (упаковки).

Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае необходимости – провести проверку качества товара. Продавец обязан проинформировать потребителя о его праве на участие в проверке качества товара, а если такая проверка не может быть проведена незамедлительно, – также о месте и времени проведения проверки качества товара.

При возникновении между потребителем и продавцом спора о наличии недостатков товара и причинах их возникновения продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь. О месте и времени проведения экспертизы потребитель должен быть извещен в письменной форме.

Стоимость экспертизы оплачивается продавцом. Если в результате экспертизы товара будет установлено, что недостатки товара отсутствуют или возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения, транспортировки товара или действий третьих лиц либо непреодолимой силы, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара.

Потребитель вправе принять участие в проверке качества и проведении экспертизы товара лично или через своего представителя, оспорить заключение экспертизы товара в судебном порядке, а также провести экспертизу товара за свой счет.

2. Куда можно обратиться за защитой прав потребителя?

Для защиты своих интересов потребитель может обратиться:

  • в местные исполнительные и распорядительные органы по месту жительства (совершения покупки) (в г. Бресте – это управление торговли и услуг Брестского горисполкома), в случае несогласия с ответом на обращение – в управление торговли и услуг Брестского облисполкома;
  • в общественные объединения потребителей (консультации потребителю по вопросам защиты его прав осуществляют на безвозмездной основе);
  • в суд с исковым заявлением о защите своих прав.

При этом, согласно действующему законодательству, до подачи соответствующего заявления в местный исполнительный и распорядительный орган или в суд потребитель должен направить в адрес продавца (исполнителя) претензию в письменном виде с указанием конкретных требований.

В соответствии со статьей 257 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.

3. В какой срок можно вернуть товар надлежащего качества (часто задаваемый вопрос после приобретения товаров на выставках и презентациях)?

Потребитель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, в месте приобретения или иных местах, объявленных продавцом, возвратить товар надлежащего качества (за исключением товаров, которые входят в перечень не подлежащих обмену и возврату). Требование потребителя о возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца. При возврате потребителем товара надлежащего качества его требование о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежит удовлетворению продавцом незамедлительно. В случае, если удовлетворить требование потребителя незамедлительно не представляется возможным, максимальный срок для удовлетворения требования не может превышать семи дней.

4.Что должен знать потребитель при приобретении товара в Интернет - магазине?

Продавец на сайте Интернет-магазина должен довести до сведения потребителя на белорусском или русском языке следующую информацию:

  • наименование своей организации, юридический адрес, УНП (для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество, адрес сведения о государственной регистрации и наименовании органа осуществившего государственную регистрацию);
  • время работы магазина;
  • дата внесения сведений об Интернет-магазине в Торговый реестр Республики Беларусь;
  • наименование товара;
  • наименование, место нахождения изготовителя и импортера (при наличии);
  • установленные гарантийные сроки на товар, дата изготовления и срок службы (срок годности или срок хранения);
  • цена товара;
  • наличие товара в продаже;
  • срок доставки товара, цена и условия оплаты доставки товара.

Дополнительно потребителю может предоставляться продавцом устно следующая информация:

  • сведения о сертификации товара, если товар подлежит обязательной сертификации;
  • необходимые сведения о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товаров;
  • основные потребительские свойства товара и особенности предлагаемого товара.

ВНИМАНИЕ!!! 

В целях обеспечения защиты прав потребителя, если  вы решили приобрести товар в Интернет-магазине, обязательно сохраните данные об интернет-странице, на которой размещена информация о продавце и выбранном товаре.

В.Л.Углянец, заместитель начальника управления торговли и услуг

Комментариев нет. Оставите свой?

Оставить комментарий
Войти через социальную сеть:
Номер 53135599