Общество

Когда работа – хобби

03 Сентября 2016 1003 0

Инна Макаревич любит свою работу – по-настоящему и искренне. И, к тому же, взаимно. Работа Инны – не что-то рутинное, ее работа – это дети. Девушка преподает нетрадиционные техники рисования для малышей и занимается изготовлением развивающих детских игрушек. Иными словами, все для них – для ребят. Наша с Инной беседа напомнила разговор педагога с подопечным – последняя роль, разумеется, моя. Вопросы задавать почти не приходилось: она могла рассказывать о детях часами. А значит, и о своих занятиях – как дома, так и в стенах детского центра.

– Инна, как получилось, что вы художник, преподаете, еще и у маленьких детей?

– Я родилась в Березе, окончила школу №1. Рисовать любила и училась с первого класса. Меня всегда поддерживали родители, особенно папа. И, наверное, благодаря им я стала тем, кто я есть. Сначала был кружок рисования – мы просто копировали картинки. Уже тогда учительница сказала, что я должна двигаться дальше. Пошла в изостудию. Там мне нравилось, пусть порой было и скучновато. Но когда понимаешь, что это необходимо для поступления, то приходится заниматься. После 11 классов поступила в Брестский государственный университет им. Пушкина на кафедру художественно-графических дисциплин. По диплому я педагог-художник, преподаватель. Сейчас замужем, есть дочка Полина – ей 4,6 года. Ручной работой дома занимаюсь официально. И в детском развивающем центре «Лесенка» я сейчас педагог по нетрадиционным техникам изобразительного искусства. Работаю с детьми – очень их люблю. А в другом месте себя и не представляю.

– В чем уникальность занятий с нетрадиционными техниками?

– В Березе, наверное, таких курсов больше нигде нет. Занимаемся с детьми от 3 до 10 лет. Уроки с малышами проходят вместе с мамами, а с четырех лет дети остаются на занятиях сами и творят вместе со мной. Мы рисуем всем подряд – зубными пастами, мыльными пузырями, на камнях, даже пластилинография есть. И ногами мы рисовали. Материалы профессиональные: и гуашь, и акварели, и пастель. Я стараюсь детей с ними познакомить – показать, что можно делать, и объяснить, что не просто есть карандаши и краски. Еще мы учим с ребятами простые понятия – линию горизонта, расположение листа, палитру, названия кистей, бумаги. Изучаем цвета, способы их смешивания, оттенки. Все планы занятий составляю сама, темы тоже. И стараюсь, чтобы детки не скучали. Работает кружок уже полтора года. Но группы маленькие – до шести человек. Поэтому есть возможность уделить время каждому ребенку. Так он быстрее воспримет информацию. А формируются группы по возрасту.

– А как насчет старших детей – от 10 лет, возможно ли для них создать что-то похожее?

– Если дети старше 10 лет захотят просто творить, рисовать без обучения академическому рисунку, то все это запросто можно придумать. Потому что с нетрадиционными материалами получаются очень необычные и красивые рисунки. В любой такой технике есть возможность создать действительно взрослые, серьезные работы. Все можно делать на совершенно другом уровне. И картины будут масштабнее, лучше прорисованы, больше обдуманы. То есть теоретически это вообще не проблема. Но пока занятия востребованы в основном для маленьких детей. Для них все упрощено.

– С чего начался этот кружок?

– После декретного отпуска я взялась за поиск работы. По специальности на тот момент ничего подходящего не было –  я преподаватель черчения, изобразительного искусства и народных промыслов. Случайно столкнулась с детским центром «Лесенка» – он тогда работал месяца два. Там искали педагога на замену. От того, что я умею, и начали отталкиваться: раз я педагог-художник, значит, можно сделать художественные занятия для детей. Мне нужно было придумать что-то интересное. И вот я на целый год расписала планы конспектов – придумала сама. В студиях и кружках преимущественно простое рисование, а хотелось что-то такое, чего в городе еще нет. А нет занятий по рисованию именно с малышами.

– По-вашему, родители детей чувствуют пользу занятий?

– Думаю, да. Дети начинают держать ручку. А до этого некоторые не могли даже с прописями заниматься. Родители рассказывали, что у ребят появляется желание рисовать дома, они просят раскраску, бумагу, карандаши. Видно, когда ребенок заинтересовался. Возможно, он не особенно проявил себя на  занятии, однако ушел с него с какой-то идеей, а дома захотел рисовать. К примеру, есть у нас два мальчика – они братья. Дети заболели и не смогли прийти на занятия. Но вместо этого с энтузиазмом творили дома. Их мама потом присылала мне фотографии. Это очень приятно – слышать такое от родителей, их детей и видеть огонь в глазах, когда малышам даже на перемену не хочется идти.

Рисование мало кто воспринимает всерьез. Я считаю иначе. Изобразительное искусство – это развитие воображения, творческих фантазий. Усидчивость вырабатывается. У нас занимаются дети, у которых понижен тонус в руке. Им по 4 года, по 5 лет, но ребята не могут нормально держать кисть, карандаш. Как ребенку идти в школу? Рисование способствует развитию мелкой моторики рук.

Был еще интересный случай. Рисовали в технике абстракционизма. Я учила детей выговорить это слово на протяжении всего занятия. И мы брали черные пастельные листы бумаги и использовали кружки, крышки, линейки – красили верхнюю часть гуашью и ставили отпечатки разных размеров. И все это получалось разноцветным, а на черном фоне смотрелось очень «круто». И спустя неделю мама одного мальчика рассказала, что ее сын разрисовал себе белую футболку кругами и линиями с помощью маркера. Она спросила, что же тот наделал. А мальчик гордо ответил: «Мама, это абстракционизм!» Реальная история. Научила! Он запомнил это слово, знает, что это. Приятно.

Изначально все вообще зависит от родителя. Необходимо, чтобы он понимал – стоит стимулировать развитие ребенка. Главное – с маленького возраста дать толчок существующим задаткам, чтобы  хорошо работали воображение, моторика, сообразительность. А это может развиться от банального занятия рисованием. Позже ребенок даже смелее становится. Изначально дети боятся красок, боятся нарисовать линию, что-то сделать и тем самым испортить. Я всегда прошу их не переживать. Закорючка – и замечательно! Она такая красивая, и это уже шедевр. Потому что их собственная работа. У каждого ребенка своя техника, каждый полюбил свой материал.

Родители часто не располагают временем для занятий с ребенком дома. А у детей, которые ходят на занятия уже какое-то время, заметен прогресс: понимают и отличают краски, знают простые творческие понятия, знакомы с техниками. В самом рисунке тоже видны сдвиги. Если малыш с приходом не умеет сжимать кисть, а потом держит ее уверенней, делает смелый мазок, берет нужную краску и получается правильный цвет при смешивании – в этом уже скачок вперед.

– Где берете идеи для занятий с детьми и ручной работы?

– Появляется это в голове. Само всплывает. Та же работа дома: мне говорят – нужна развивающая книжка. И я сразу представляю, как она должна выглядеть. Могу утром увидеть на столе ватные палочки – ими же можно рисовать. Зубная паста! Фрукты! Овощи! Почему нет? Или, наоборот, увидишь дерево – его можно изобразить как угодно и чем угодно. И стилизацией какой-либо, и в живописи, и материалами любыми, и предметами различными. Например, коктейльными трубочками – это уже кляксография. И такими трубочками раздуваем, создаем картины, рисунки. Иногда просто зарисовываем фон листа. Порой делаем отпечатки – это монотипия. Учим, конечно, что есть такая техника – оттиск от стекла. Получаются необычные и интересные разводы. А потом выясняем, что дети там видят зайчика, кролика, травку. У меня в голове всегда огромное количество мыслей. Я могу идти на работу и до конца не знать, что с ними буду делать. Но пришла –
и все, знаю. Вдохновляюсь всем, что вижу вокруг.

– Откуда интерес к хенд-мейду?

– В декрете мне, как человеку творческому, хотелось что-то делать. Руки тянулись клеить, рисовать, изображать. С маленьким ребенком это делать чрезвычайно трудно. Я взяла в руки кисть, когда дочке было месяцев 7–8. Началось все со скрапбукинга (вид творчества по изготовлению семейных альбомов, открыток, конвертов, блокнотов и проч. – Прим. автора) – просто в Сети увидела работы других мастеров. Я влюбилась в это дело, захотелось самой попробовать. Начала изучать материалы, создавать работы со своим видением. Потом в моей жизни появился интересный материал – фетр (ткань для изготовления игрушек – Прим. автора). Самую первую развивающую книжку пошила своей дочке. Она была  простой. Но дочка очень подолгу с ней играла. Это увидела моя знакомая, попросила такую игрушку изготовить. И я уже начала к этому делу серьезней относиться, с фантазией. В социальной сети стала выкладывать свои работы – появились заказы. Поняла, что это мое, и оформилась официально. Во время одного заказа родители не знали, что выбрать ребенку – и книжка нравится, и коврик нравится. Долго не могли определиться. И я разработала домик 3в1 – он складывается непосредственно в домик, к тому же вешается как коврик, на стену, а еще складывается как книжка. Его можно класть в сумочку, брать на природу, в машину. Эту модель я придумала самостоятельно. Поэтому все как-то само по себе получается. Задумка начинается с сюжета, постепенно развивается тема. Важно, чтобы это было полезно для детской моторики, интересно для ребенка и сюжетно связано. Кроме изделий для малышей, я, кстати, изготавливаю аксессуары для свадьбы: книги пожеланий, бутоньерки, бонбоньерки, украшаю бокалы и бутылки.

– А спрос на ваши работы большой?

– Работа есть! Мне нравится совмещать работу в центре, пускай и не многочасовую, и работу дома, потому что я без этого тоже не могу. Коврики, книжки, «мамины сокровища» (это такие папочки – Прим. автора) – все для детей.

У меня вообще все с детьми связано. И я очень их люблю. Сама всегда мечтала о большой и дружной семье, где будет много детского смеха.

И рисовать с детьми, и создавать прекрасные, а еще функциональные игрушки для малышей, несомненно, стоит только с любовью. Инна не прогадала – ее любви и творческого энтузиазма с лихвой хватит на всех.

Фото Степана ТЮШКЕВИЧА.

Комментариев нет. Оставите свой?

Оставить комментарий
Войти через социальную сеть:
Номер 53135599