Общество

Романтический авантюризм Сергея Радюка

01 Февраля 2016 1065 1

С 5 по 26 февраля в Березе и Белоозерске известный московский художник Сергей Радюк представит масштабный выставочный проект, посвященный своему 50-летию. В декабре – январе эта выставка успешно прошла в Центральном доме художника г. Москвы, в ноябре – в г. Череповце. Первая часть проекта – выставка «Дамы прилетели, или Романтический авантюризм» – будет представлена в Галерее искусств г. Березы (ул. Ленина, 104а), вторая часть «Сны о Белом озере, или Романтический сюрреализм» – в Доме культуры г. Белоозерска. Вернисаж обеих выставок пройдет 5 февраля в 17.00 в Галерее искусств. А торжественный финисаж обеих выставок и творческая встреча с художником – 26 февраля в 17.00 в ДК г. Белоозерска.

Какое отношение имеет московский художник к Березовщине? Здесь все просто: Сергей Радюк родился 6 ноября 1965 года в Белоозерске. Затем его семья переехала в г. Смолевичи и далее в Россию. Но детские воспоминания остаются на всю жизнь, они же и привели Сергея уже с собственной семьей летом 2015 года в Белоозерск и Березу. Тогда же у него и родилась мысль написать серию картин с видами Березовщины и организовать здесь свою юбилейную выставку.

Данная экспозиция романтична и как все творчество Сергея Радюка необычна. Различные пластические приемы и разнообразная техника живописи несут в себе много глубины, смысла и интриги, но в то же время благодаря авторскому почерку, присущему всем его разностилистическим творениям, привычны постоянному зрителю автора. Здесь представлены фантасмагорические пейзажи и серия картин («Дамы прилетели»), показывающих нам романтические и нереальные сюжеты о легких, невесомых девушках, способных завтракать в облаках и качаться на деревьях. Эти работы отсылают зрителя к образам Серебряного века.

Экспозиция «Сны о Белом озере. Романтический сюрреализм» во многом посвящена исторической родине Сергея Радюка – городу Белоозерску. «Сны» с ходу погружают зрителя в специфическое действо, настраивающее на нечто нереальное, манящее, заставляющее по-иному взглянуть на сущность своего бытия. Художник, путешественник, философ Радюк по-своему переосмысливает как привычные реалии, вроде русского алфавита, так и культовые места в разных концах земного шара, с особенной теплотой и чувством отзываясь живописными воспоминаниями о Белоозерске, несмотря на тот факт, что его творения часто переносят зрителя в иную реальность. Неподготовленный зритель бывает смущен, обескуражен таким поворотом событий, ибо не все могут отойти от привычной реальности и задуматься о смысле бытия.

Работы художника выполнены преимущественно в смешанной технике – живопись сочетается с элементами коллажа, ассамбляжа: автор уходит от плоскости изображения, используя объемные детали: монеты, свечи и другие объекты для еще большего погружения в символы и образы выбранной тематики и стиля.

Две эти, казалось бы, столь непохожие экспозиции, на самом деле являются единым отображением мировосприятия художника.

Творческое кредо Сергея: художник – это не профессия, а философия. Он полагает, что, как хороший артист, художник должен перевоплощаться. Нельзя играть однотипные роли. Должен быть диапазон. Хотя не всем это и дано: артистов много, а Смоктуновских, Высоцких мало. И художников настоящих тоже мало.

По словам нашего героя, тема определяет стиль, а многочисленные художественные приемы – способ ее раскрытия. Работая в разных стилях, живописец демонстрирует весь диапазон своих возможностей, присущих большому мастеру. «Я научно обосновал и дал название целому направлению современной живописи – джаз, родившемуся вследствие импровизации художника без какой-либо подготовительной работы в эскизах и на холсте». Этот стиль уже закрепился в музыке, танце, поэзии, театре, и, наконец, пришло время живописи. Сергей Радюк большое внимание уделяет созданию живописных полотен, импровизируя со сцены, а зачастую предлагает сначала зрителю внести свою лепту на поверхность холста, поделившись мыслями и энергетикой.

Он многогранен и не сковывает себя рамками однажды избранного стиля. А некоторые произведения создает, введя себя в некий творческий транс, выражая на холсте, листе или доске, а также в пространстве сюжеты, взятые из своего подсознания. Безусловно, это сюрреализм, так полюбившийся зрителю ХХ века, за сюжетами которого художники прячутся от агрессивной реальности или предупреждают общество о том, чего надо избежать. Это и сны, богатые образами, и символы, и размышления над той или иной концепцией.

Если серия картин Сергея Радюка «Дамы прилетели» дарит нам романтические нереальные сюжеты с летающими дамами, завтракающими в облаках, гуляющими по болоту и сидящими на деревьях, а пейзажи, помимо традиционной игры теплых и холодных оттенков, дышат воздухом, призрачно легки и сплетены из нереальных нот, вопреки материальности краски, безлюдны и девственны в своей первозданности, то новые произведения, такие как инсталляция «Зритель на распутье» или проект «Утраченная письменность», или пространственные композиции «Стена огня», «Стена мечты», «Застывшая музыка», живописное произведение «Тайная вечеря», окунают зрителя в концептуальное действие, настраивающее на нечто нереальное, но манящее и заставляющее переосмыслить реальность бытия.

Две известные человечеству со времен античности философии – материализм и идеализм – родили вечный спор: что первично – дух или материя, а вместе с ним борьбу людей за производственные отношения. Живописное полотно «Мера» настраивает зрителя на осмысление философии триединства, где и дух, и материя в полной мере являются одним целым. Три основы бытия – дух, материя и мера – словно святая троица Андрея Рублева, по мнению Сергея, являются той новой философией, где «не разделяют и не властвуют» и где «деньги не делают деньги».

«Романтический авантюризм» Сергея Радюка – это его «иная реальность», но одновременно живущая в художнике и находящаяся в постоянном пластическом развитии.

КРАТКАЯ СПРАВКА:

Сергей Анатольевич Радюк окончил Минское художественное училище, член Союза художников России, сейчас живет и работает в Москве. Философ, художник, арт-критик, основатель (1991 г.) и президент Международной общественной организации художников «Солнечный квадрат», в школе которой также преподает. Автор более 70 персональных и участник многочисленных международных, республиканских и зональных выставок, а также выставок «Солнечного квадрата». Картины художника находятся в государственных музеях Люксембурга, Южной Кореи, Вьетнама, Беларуси и России (в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Музее русского импрессионизма, Сочинском художественном музее, Череповецком музейном объединении, Вологодской областной картинной галерее и др.), а также в частных коллекциях 43 стран мира (в коллекции Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, Великого Герцога Люксембурга, короля Камбоджи, в собраниях известных коллекционеров Германии, Люксембурга, Франции, Канады, Вьетнама, Китая, Кореи, Норвегии).

Комментарии
1
Борис 17 Июня 2016
Это мой родной брат, и я очень горжусь им, очень рад что он добился таких успехов, желаю ему удачи в дальнейших делах и начинаниях!
Оставить комментарий
Войти через социальную сеть:
Номер 53135599