Общество

Сделал почти невозможное: Петр Крупский, директор Малечской школы-интерната, награжден знаком "Отличник образования"

08 Октября 2019 212 0

Малеч Петрович.jpg

Накануне Дня учителя директор Малечской санаторной школы-интерната Петр Петрович КРУПСКИЙ награжден нагрудным знаком Министерства образования Республики Беларусь «Выдатнік адукацыі». Школу возглавляет более тридцати лет и сделал для нее столько, как никто другой.

«Думал, строители будут ненавидеть…»

Во-первых, и это самое главное, добился сооружения новых корпусов и реконструкции старых зданий. Стройка заняла целых пятнадцать лет: развернулась при Советском Союзе, а завершилась уже в суверенной Беларуси. В этом отрезке семь лет простоя, когда нужно было добывать деньги не на созидание, а на консервацию, чтобы объект не разрушился, как многие другие на постсоветском пространстве в тяжелые времена после перестройки. «Поиск и мытарства, – так характеризует тот период своей профессиональной жизни Петр Петрович. – Убеждение чиновников в нужности обновленной санаторной школы…» Ему повезло: объект включили в президентскую программу «Дети Беларуси», что подразумевало стабильное финансирование строительства. В Малече начался большой движ: на завершающем этапе на объекте ежедневно было занято до четырнадцати организаций – пара сотен человек! Это была самая масштабная стройка в системе образования Беларуси, поэтому находилась под тщательным контролем облисполкома и министерства. Директор Крупский стал полноправным участником планерок строителей – выражал пожелания, высказывал претензии – отдельные листы с перечнями недостатков, которые он предъявлял, хранятся в его рабочем шкафу до сих пор.

– Думал, строители будут ненавидеть меня, – рассказывает, улыбаясь, Петр Петрович, – потому что летучки проходили в спорах, зачастую нервно. Но, к счастью, всеобщее стремление к качеству брало верх. В целом у меня сложилось замечательное мнение о профессионализме белорусских строителей, которые работают не жалея себя. Со многими из них завязались крепкие дружеские связи. И сейчас СПМК-22 (директор – Григорий Николаевич Бабич), ПМК-3 (директор – Юрий Николаевич Пунько) помогают школе-интернату с ремонтом, предоставляют технику и физическую силу. Позвольте через газету еще раз поблагодарить руководителей и коллективы этих предприятий, а также руководство и работников Березовского ЖКХ (директор – Валерий Васильевич Климчук), которые отзываются на все наши просьбы.

Помог Ботанический сад

Старые здания при реконструкции соединили с новыми корпусами, помещения получились уютными. Радовала глаз отделка – кстати, большую часть работ выполнила именно СПМК-22. Преображенная школа-интернат открылась в 2006 году. Проект реконструкции был индивидуальным. Правда, от некоторых первоначальных задумок («фантастических», как обозначил их Петр Крупский) пришлось отказаться, чтобы удешевить строительство. Например, от бассейна и других полезных вещей. От благоустройства «остались» лишь асфальтовые дорожки. Чтобы достойно облагородить территорию, Петр Петрович отправился в Ботанический сад. Привез из столицы туи, елочки, самшиты, можжевельники, и теперь пришкольная зона круглый год выглядит весьма привлекательно.

Мало того, через дорогу от школы директор задумал разбить сад. Любовь к садоводству привил ему когда-то отец, поэтому Петр занялся новым проектом с удовольствием. Изучил специальную литературу, распланировал для будущих саженцев площадь на два с половиной гектара, нашел средства для покупки всего необходимого. Теперь воспитанники ежегодно с сентября по февраль-март обеспечены яблоками из школьного сада.

Дружба с Ирландией

Коммуникабельный, деятельный, директор санаторной школы-интерната Петр Крупский наладил плодотворные контакты с ирландскими путешественниками, которые однажды в начале 90-х остановились на ночлег в Малече. За время сотрудничества, а это более двадцати лет, 1005 учащихся из школы-интерната побывали на оздоровлении в Ирландии. Петр Петрович посчитал, что только в аэропорт съездил более семидесяти раз: встречал иностранных гостей и сопровождал детей. Ирландцы находились в Малече по неделе. И сам директор не раз побывал в Ирландии – в общей сложности провел в этой стране семь месяцев. Вначале отправился туда с переводчицей, а позднее понял, что невладение английским осложняет взаимоотношения, поэтому в течение трех последующих зим самостоятельно освоил язык (был веский стимул, признался) и уже свободно общается, ведет деловые переговоры с зарубежными партнерами.

Второй белорусско-ирландский проект связан с организацией благотворительных международных велопробегов по маршруту Минск – Малеч. На первых порах идея казалась провальной, так как на пути ее реализации стояло множество бюрократических преград: необходимо было решать вопросы с таможней, МВД и так далее. Крупский, воодушевленный замыслом, успешно прошел все инстанции.

В результате провели десять велопробегов и собрали более 227 тысяч долларов и 61 тысячи евро. Эти деньги пошли не только на нужды Малечской санаторной школы-интерната, но и на укрепление других учреждений образования области. Определенная сумма была направлена на приобретение саженцев в упомянутый школьный сад.

В поиске учеников

В Малечской санаторной школе-интернате ребята учатся по программе общеобразовательной школы и параллельно получают медицинские процедуры. Пребывают одну учебную четверть (реже – две) и возвращаются домой. Одновременно учреждение может принять до двухсот детей, поэтому директор постоянно прорабатывает вопрос о наполнении классов: выезжает в города области и рассказывает педагогам и родителям о преимуществах обучения в Малече. В санаторной школе отличная учебная база, современное медоборудование для оздоровления детей с заболеваниями органов дыхания, системы кровообращения, эндокринной системы и органов пищеварения. Обустроены хорошие кабинеты электросветолечения, теплолечения, лечебных душей, массажный кабинет, ингаляторий и др. Хотя директор не успокаивается на «хорошем»: он, как руководитель-максималист, ищет соратников, спонсоров, чтобы медицинское обслуживание стало еще более эффективным.

Школа-интернат подчиняется главному управлению по образованию Брестского облисполкома, но по территориальному принципу – отделу по образованию райисполкома и местной власти, что дает возможность учреждению чувствовать себя полноправным участником учительской семьи района. В коллективе 42 педагогических и 15 медицинских работников, 74 человека на других долж-ностях. Управлять таким штатом, да еще при круглосуточном режиме деятельности, сложно. Но упрощает задачу сплоченность и взаимодействие коллег. Текучки, можно сказать, нет.

Директор тепло отзывается о своих заместителях – бывших и теперешних, которые никогда не подводили. Сейчас это Зоя Викторовна Демидович и Евгения Михайловна Парфеевец, предыдущие – Татьяна Николаевна Рыжко, Ольга Сергеевна Чижевская, Елена Михайловна Савчук.

FXT15230.jpg

– Могу назвать их идеальными специалистами, – отмечает Петр Петрович. – Никогда не болела голова за участки, возглавляемые ими. Можно быть спокойным и за работу заведующей медицинским отделением Зинаиды Ивановны Зданович, таким же ответственным был и ее предшественник Леонид Моисеевич Стасевич.

Доброжелательная требовательность Родом Петр Крупский из деревни Ястребель. После окончания Брестского государственного педагогического института имени А.С. Пушкина приехал на работу учителем физики в Ревятичскую среднюю школу. Успел поработать там всего четыре года, когда его, серьезного молодого человека, направили на нынешний пост. Немного жаль было оставлять своих учеников и полюбившееся место, но, видимо, чувствовал Петр, что ждут его великие дела. Признается, что по своей природе не любит командовать людьми и тем более наказывать – испытывает неловкость, когда приходится это делать. Одни, говорит он, считают его чересчур лояльным, а другие, наоборот, жестким в определенных ситуациях. На самом деле он всегда за справедливость. Ценит в людях доброжелательность и требует этого от других по отношению к учащимся.

– Доброжелательная требовательность – моя изначальная позиция, которую я доношу до педагогов еще до того, как они приступают к работе. Педагог должен оставить в стороне все свои личные неприятности и предстать перед детьми в позитивном настроении. Но когда ребенок выходит за рамки дозволенного, нужно проявлять строгость.

По характеру Петр Петрович спокойный, уравновешенный, его трудно вывести из себя. Оставаться таким на ответственной должности способствует искренняя поддержка жены и дочерей. Супруга Людмила Васильевна работает вместе с ним, но школьные темы супруги стараются не обсуждать дома: там у них много других интересов. Например, Петр Петрович увлекается виноградарством (развел десятки сортов винограда), пчеловодством – это позволяет отвлечься от тяжелого умственного труда. Школа от их дома совсем рядом, и директор Крупский может отправиться туда, если посчитает необходимым, в любое нерабочее время. Он безустанно беспокоится за комфорт и безопасность детей.

Нина КРУКОВИЧ.

Фото Сергея БОБРОВА.


Комментариев нет. Оставите свой?

Оставить комментарий
Войти через социальную сеть:
Номер 53135599