Общество

ЧТЕНИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

20 Февраля 2019 2715 0

родители и дети сайт.jpg

Написала заголовок и подумала: не беда, если он (ведь запретный плод, известно, сладок!) привлечет и тех, кого принято называть несовершеннолетними. Пусть тоже почитают и подумают, как говорят, о времени и о себе…

О том, писать ли эту статью, я думала не день и не два: журналист ведь не Макаренко и не Сухомлинский. И все-таки решила: надо! Хотя бы потому, что речь не о чьих-то вкусах и предпочтениях, не о вечно полярном восприятии мира юностью и зрелостью, не говоря уже о старости, – о взаимопонимании и доверии в обществе и, если хотите, о нашем будущем.

Мы с гордостью на всех уровнях повторяем, как заклинание: «Наши дети лучше нас!»

Да, они образованнее, умнее, талантливее и даже физически совершеннее, нежели поколения их родителей и уж тем более дедушек и бабушек! Им живется лучше, комфортнее, интереснее и, главное, намного легче, чем рожденным в  пятидесятые – шестидесятые или даже в семидесятые – восьмидесятые годы прошлого века.

Они лучше питаются, намного лучше одеты; их игрушки, смартфоны, планшеты, спортинвентарь и не снились их папам и мамам; их свободное от школы время лучше организовано и насыщено массой занятий, полезных для интеллекта и физического развития; наконец, они продвинутые пользователи социальных сетей: их доступ к информации в интернете практически не ограничен;  их возможности учиться, постигать новое, развиваться во всех отношениях, узнавать мир, путешествовать несоизмеримы с возможностями старших поколений. И значит, они счастливее нас или, по крайней мере, должны быть счастливее!

Все это справедливо, а иначе для чего все достижения прогресса, да и вообще, все устремления и усилия человечества на пути к лучшей жизни?!

Вот только, реализуя все эти великие цели и глобальные задачи, мы то ли забываем, то ли стыдливо умалчиваем о нравственном воспитании молодого поколения, о развитии и наполнении души действительно необходимым ей, душе, контентом!

А поводов для такого разговора достаточно. Ведь лучшая жизнь не значит сытая  и беспроблемная, ведь ни стойкое материальное благополучие, ни даже самый высокий IQ не сделают вас гармоничной личностью и человеком будущего – недостижимой мечтой человечества со времен Евангельских Заповедей вплоть до Морального кодекса строителей Коммунизма! Да и насчет счастья – никто не в силах его гарантировать молодому поколению: счастье зависит от того, насколько мы умеем быть счастливыми: не культивировать в себе зависть, обиды, уметь радоваться успехам и счастью других, уметь любить, то есть чем-то жертвовать, а не только эгоистически требовать безусловной люб-ви к своей персоне!

В современной педагогической периодике читаем: «По мнению специалистов, главным является единство политики родителей и учителей. В крайнем случае, дополнять друг друга, а не противоречить. Если учителя имеют современный взгляд на воспитание детей, то ребенку сильно повезло».

Или вот еще: «Воспитание детей в современной семье обязательно должно начинаться с родителей, а также с учителей и воспитателей. Все потому, что они берут на себя ответственность прививать малышу какие-либо качества… Невозможно его научить быть добрым, справедливым, щедрым, вежливым, не обладая таковыми качествами».

Спорить не с чем, кроме, разве что, расставленных акцентов. Получается, ответственность за воспитание ребенка должны опять совместно нести родители и учителя, семья и школа…  Но главное предназначение учителя все же дать ученикам знания, а вот азы доброты, справедливости, щедрости души, культуры поведения и общения, что ни говорите, обязаны преподать ему в семье!

Да, школа и персонально каждый педагог несут ответственность за усвоение детьми общеобразовательной программы, за их жизнь и здоровье,  но воспитать и в полной мере раскрыть душевные качества ребенка, если дома родители проводят прямо противоположную линию воспитания, им вряд ли удастся!

Не пора ли уже, как во всем цивилизованном ми-ре, сместить центр тяжести в воспитательном процессе и, главное, центр ответственности за воспитание ребенка в сторону семьи? Да, современная школа во многом неидеальна; да, там работают такие же люди со своими  недостатками, не всегда способные найти подход к каждому ученику… Но ведь неуправляемые и грубые, наглые и жестокие, безжалостные к себе подобным, вообще ко всему живому дети приходят в школу не с улицы  – из семьи!

В международном туристическом автобусе несколько групп учеников из разных школ в сопровождении педагогов. Почти сорок  взрослых и детей едут в древний Краков. Восьмиклассники из сельской школы, как говорится, «воды не замутят»  – общаются между собой и с окружающими спокойно и доброжелательно, не  шумят, собирают в пакеты бумажки от конфет и пластиковые бутылки от кока-колы… Рядом, через проход, их сверстники из престижной школы областного центра. От них, как от эпицентра землетрясения, разбегаются по салону «Неоплана» концентрические волны возбуждения: громкий смех, грубый крик, общение на повышенных тонах с элементами ненормативной лексики (!) и... полное игнорирование многократных учительских  призывов к тишине и порядку. Особенно неуправляемы девчонки: демонстрируют перед  мальчишками-одноклассниками свою «взрослость» и «отвязанность»…

Так продолжается долго. Взрослые (посторонние),  угоревшие от такого соседства (а это ночной переезд, завтра с утра всех ждет интереснейшая экскурсия, и отдых просто необходим), пытаются делать замечания распоясавшимся «деткам». Без грубых окриков – в корректной форме. В ответ истерический смех, похожий на лошадиное ржание, откровенное хамство. Учителя молчат. То ли привыкли уже к такому поведению и, уставшие, уснули, то ли исчерпали все свои воспитательные средства. Кое-как, общими усилиями, удается успокоить юных наглецов. Выдохнув облегченно, автобус засыпает.

Утром учителя извиняются перед  сопровождающим от турфирмы, водителями и туристами за своих учеников: мол, что мы можем сделать? Нынче все знают о правах ребенка, учитель ограничен кучей инструкций, один неверный шаг – и пожалуйста: нарушение прав, оскорбление личности, жалобы родителей во все инстанции; хорошо, если строгий выговор, а скорее всего, отстранение от работы или судебное разбирательство, которое еще неизвестно чем закончится… Стоят ли такие жертвы небольшого  неудобства, причиненного вам юными шалопаями? Это же дети, у них переходный возраст…

На экскурсиях эти дети демонстрируют абсолютное равнодушие к многовековой истории королевского города и его достопримечательностям – они хотят побыстрее в гипермаркеты и торговые центры! Ради этого и ехали…

Что это, как не модель поведения, усвоенная в семье? И что, действительно, тут может школа, особенно если авторитет учителя в детской среде невысок?!

Дети копируют нас, это не ново… А мы удивляемся: откуда они берутся, юные барахольщики, сплетники, завистники, интриганы? Откуда столько жестокости по отношению к не таким одноклассникам, столько злобы и зависти к тем, кто лучше (умнее, образованнее, обеспеченнее, красивее, талантливее)?

Где им научиться умению вести себя в коллективе, среди людей, такту, терпимости и такому трудному для почти всех нас умению радоваться за других и не менее трудному умению проигрывать, если этого не умеем мы, взрослые?..  Как воспитать в них сострадание к  слабым, больным,
к немощной старости  и прикованному к инвалидной коляске сверстнику, если  родители озабочены только собой и собственным благополучием?..

В молодежной среде модно быть успешными, но никто не спешит вводить моду на доброту и отзывчивость –  они нынче едва ли не синонимы слабости и  старомодной сентиментальности… Мы кичимся образованностью и уровнем культуры наших детей, не умея и не желая увидеть того, что чаще всего это псевдообразованность, псевдокультура и, более того, полуграмотность; что в массе своей наши дети не начитанны, равнодушны к прекрасному, не знают элементарного – того, что знал любой гимназист в дореволюционной гимназии в любом уголке Российской империи… Самовлюбленные, воспитанные интернетом, они в массе не отличают подлинное от подделок, истинное от фальшивого… И это молодые наследники традиционно европейски образованных, действительно культурных и воспитанных жителей ВкЛ!

Хорошо, если у молодого человека есть большая жизненная цель – тогда он начинает всерьез заниматься самообразованием, учить языки, читать, хотя бы по теме, избавляясь от иллюзий о себе самом и заодно от инфантилизма.
В противном случае он надолго, если не навсегда, останется в состоянии воинствующего невежества, которое при поддержке  родительского благодушия будет выдавать за образованность!

Еще древние римляне говорили: «Невежество не аргумент». Сегодня у нас все с точностью до наоборот: невежество выдвигает свои аргументы, становится нормой жизни, матрицей общения между людьми.

молодежь.jpg

Отдельный разговор о манере все того же общения, о речи наших детей, донельзя засоренной всевозможной подростковой «феней», компьютерной жаргонной лексикой, густо пересыпанной словами-паразитами – и  не только всякими «блинами» и «типа того», но и куда более хлесткими словечками! Ну и, само собой, столь популярным во всем мире матом, безнадежно засорившим «великий и могучий»… Он нынче в ходу не только у мальчишек-хулиганов, как сорок лет назад, но и у благополучных отпрысков приличных родителей. Можно долго рассуждать об истоках тотального распространения в подростковой (и детской) среде ненормативной лексики. А можно просто трезво взглянуть на  процветающее в нашем обществе всенародное попустительство этого уродливого явления! Если матерщина без всякого стыда звучит в песнях, проникает в литературные произведения и сатирические передачи на солидных телеканалах, если ею пестрит интернет и она не встречает никаких заслонов на улице, в общественных местах и даже в школе, то вполне естественно, что наши благополучные и  просвещенные дети разговаривают матом! Дети ругаются, а взрослые «стыдливо» закрывают уши… Никто не хочет «связываться», «нарываться» на оскорбления или на что-нибудь похуже – лучше пройти молчком и сторонкой: пусть их воспитывает школа…

Как это произошло, как равнодушие и страх вошли в наше сознание,  стали «нормой»? Кого мы боимся, если вдуматься, наших же детей и внуков? Или их пап и мам, вооруженных упомянутым законом о правах своих чад, в своей гордыне «не ведающих, что творят»?

Почему не одернем, видя безобразное поведение юных в общественных местах, и почему в то же самое время продавец, заведомо поступая себе во вред и нарушая закон и инструкции, продает несовершеннолетнему пиво или вино? Чем объяснить эти «загадки славянской души»? Или это обратная сторона нашей, всем известной, толерантности, «памяркоўнасці», в результате которой зло побеждает добро?

Раньше грубияны – эпатажники, двоечники и второгодники – были явлением «из ряда вон», исключениями из правил. Это были дети из неблагополучных семей, изгои в детском коллективе… Теперь так нередко ведут себя лидеры, дети из благополучных, обеспеченных семей. И  одноклассники от них в восторге, ведь остальные не «круты», не «продвинуты», отстой, лохи! Семья же, повторюсь, не воспитывает уважение к учителю, при детях ругает школу… Чтобы переломить ситуацию, показать несостоятельность упомянутых «героев», а то и пробудить в них чувство стыда за свое непотребное поведение, нужен Учитель-профессионал  с непререкаемым авторитетом, который он заслужил у детей и взрослых всей своей жизнью… Но взять такого учителя старой закалки сегодня зачастую негде – в  условиях, когда в обществе и  семье доминируют иные ценности, их все меньше остается в школе.

Кому-то картина покажется мрачноватой: мол, какой-то замкнутый круг, кто-то согласится. Но чтобы лечить болезнь, скажет любой врач, нужна грамотная диагностика. И, конечно, это дело педагогической науки, психологии и социологии. Кем станут в профессиональном плане сегодняшние юные, безусловно, важно. Но куда важнее, какими людьми, членами общества они вырастут и чему, в свою очередь,  научат своих детей! Школа на всех этапах своего существования однозначно дает знания и сеет «разумное, доброе, вечное». И бывает, что этого вполне достаточно для богатого урожая. Но – жизнь подтверждает это на каждом шагу – без родительского кропотливого полива и прополки на этой ниве чаще всего вырастает чертополох.

Маргарита ГОРОВАЯ.

Фото носят иллюстративный характер.

Комментариев нет. Оставите свой?

Оставить комментарий
Войти через социальную сеть:
CAPTCHA
Номер 53135599