Общество

Субъективное мнение: милосердие на грани

15 Июля 2019 1782 2

Попрошайка 2.jpg

Как-то не хочется в начале статьи цитировать Евангелия – сейчас их только ленивый не цитирует, увы, чаще всего не к месту… Отложим Священное Писание для более подходящих случаев. Однако заметим, что в заповедях Божьих содержится прямое указание на необходимость быть милосердными к себе подобным. Другими словами, подавать милостыню – прямой долг христианина, особенно если в названное понятие вложен его истинный смысл, то есть если человек не только был когда-то (тайно или явно) крещен, но и живет в соответствии с главными постулатами христианской веры.

Ну вот, разобрались – милосердие предполагает всякого рода помощь нуждающемуся ближнему, в том числе и милостыню. И это нормально в обществе нормальных людей.

В  праздник вы идете в церковь или едете в паломническую поездку к известным христианским святыням, заранее зная, что вам придется подавать милостыню больным, убогим, нуждающимся в помощи в трудных жизненных обстоятельствах, порой потерявшим все – неважно, по своей или чужой вине, или же по стечению обстоятельств. В монастырские храмы вы везете жертву на канон (крупы, сахар, муку); если рядом со святынями находятся дома престарелых или лечебницы для душевнобольных, прихватываете из дому ношеную, но еще крепкую одежду. Вы меняете часть наличных денег на мелкие купюры и монеты и все это раздаете с легким сердцем, зная, что выполнили свой христианский долг и что те, кто, опустив глаза, стоят сейчас перед вами с протянутой рукой, действительно находятся в бедственном положении. И вам ничуть не жаль потратиться для этих людей! Но даже и в таких местах вы легко отличите человека в беде от ловкого попрошайки, а то и наглого вымогателя, буквально хватающего вас за руку – хорошо, если не за карман. «Стоп, – говорите вы себе,  –  этому дядечке я уже сегодня подавала рубль, что же он опять на том же самом месте слезы по щекам размазывает? Впрочем, может, у него на шее малые дети или престарелые беспомощные старики… А этого я видела утром с одной ногой, откуда же взялась вторая?» И вы поступаете так, как вам подсказывают жизненный опыт, совесть и мудрость…

А теперь перенесемся из великих святынь, монастырей и скитов в обычную нашу жизнь… И, оглядевшись внимательно, ужаснемся, скольким людям мы, оказывается, должны и каким тяжелым грузом на самом деле может стать долг милосердия в обычном городе, населенным обычными людьми! Включаем телевизор, чтобы посмотреть новости, и слышим про бесчисленных Ильюш, Коринн, Денисов, Даш с чудовищными (часто врожденными) диагнозами, нуждающихся в срочных, баснословно дорогих операциях за границей, от которых зависят их жизни и счастье их  родителей. Вам предлагают всего-то позвонить по указанному номеру, и ваши два-три рубля пойдут в фонд спасения несчастного ребенка.  И вы звоните – по одному, по другому, по третьему номеру… А потом, как в лавре, говорите себе: «Стоп! Я не могу всех спасти, у меня не такие доходы, зато я делаю явно  хуже себе и своей семье, недодавая им сейчас чего-то необходимого…» Вы идете в супермаркет и обнаруживаете у входа сразу нескольких просящих, попавших в бедственное положение. Иногда рядом для достоверности инвалид в коляске, но чаще  на вас смотрят в упор полные скорби и страдания женские глаза, а взгляду вторит чуть слышный призыв: «Помогите, пожалуйста!» Вы не спрашиваете, что, собственно, случилось, почему вы с вашими не  слишком высокими доходами обязаны помогать первому встречному человеку, порой моложе и здоровее вас, который стоит, заметьте, – не на паперти, а у входа в магазин! Вы чувствуете – мимо этой мольбы пройти невозможно – поэтому, как человек с совестью, снова открываете свой отнюдь не тугой кошелек и достаете денежку, предназначавшуюся совсем для другого…

Недавно довелось наблюдать сцену у «Евроопта». Пожилая женщина, встретив такую просительницу, судорожно вытащила из сумки кошелек, но не обнаружила там наличных денег. Что, вы думаете, она сделала? Сказала: «Извините, в другой раз?» Ничуть не бывало! Она стремглав помчалась к банкомату снимать, можно не сомневаться, остатки своей пенсии! 

То же самое происходит и в пригородных поездах – любимых «пенсионерских» электричках. Теперь все реже можно встретить там полтабора цыган, громко и бесцеремонно распевающих что-то типа «Ехали на тройках с бубенцами…», – зато на любом полустанке в ваш вагон может войти местечковый «бард» с расстроенной гитарой или исполнитель «популярных шлягеров восьмидесятых» и, не спрашивая вашего согласия, «вдарить» по струнам и гнусаво завести про ушедшее детство  с самокатом и Наташку… И, что удивительно: отмучившись несколько минут, наши добросердечные граждане достают заветные рублики и, ничтоже сумняшеся, отдают в руки вымогателей!

Что и говорить, народ у нас добрый, понимающий, милосердный. Нередко себе во вред. Разумеется, подавать или не подавать всем просящим (выпрашивающим, вымогающим) – личное дело каждого. И все же, возьму на себя смелость утверждать, что такие  необоснованные подачки развращают просителей (ведь встать  в людном месте с плакатом «Помогите!»  может сегодня каждый)! Мало того, что далеко не всякий, кто просит у вас денег, действительно в них остро нуждается, что для кого-то это всего лишь привычный, только незарегистрированный бизнес, и вы, подавая милостыню, обкрадываете самих себя, так еще у вас  формируется чувство вины – мол, надо было дать больше, да в кошельке всего два рубля и было… Но и это еще не все. В наших городах – думаю, до деревень это пока не докатилось – появились хорошо одетые, вполне сытые и ухоженные на вид дети-попрошайки! Они смело подходят к вам на улице, в парке, в магазине и, глядя вам в глаза незамутненным взглядом, вежливо просят у вас денег – рубль, два, пять – тут уж как получится. Им не хватает на мороженое, шоколадку, жвачку, билет на автобус, на розу для учительницы первого сентября и тридцатого мая, даже на лекарство для бабушки!  И вы в полной растерянности снова шарите у себя в кошельке: ребенок-то вежливый, чистый, сразу видно, из нормальной семьи! Ну, мало ли, бывает…

Думаю, жители больших городов легко согласятся со мной – это не какие-то единичные случаи, а явление! Да и у нас в Березе уже многие сталкивались с подобным. Про  шантаж – вымогательство денег в школе (старшие у младших, сильные у слабых) многие наслышаны, а то и испытали в собственной семье. А вот про то, что их благополучные дети на самом деле попрошайки, многие родители даже не догадываются!

Когда-то родители учили нас: просить чужое, брать чужое недопустимо, стыдно. Так не поступают порядочные люди! Сейчас в пору погони за прибылью, за наживой таких моральных запретов не существует. Украсть – это уже уголовная ответственность, а попросить – что ж тут стыдного?..

Мало кто из нас жалует телевизионную рекламу, часто назойливую, беспардонную, уничтожающую восприятие от хорошего фильма или телепередачи. Но и там порой блеснет жемчужина – лично мне очень нравится реклама, в которой мальчик играет в центре города на скрипке, чтобы заработать денег – за настоящее искусство никому не жаль заплатить! – а на заработанные деньги покупает шоколадки, чтобы вместе с учительницей музыки  попить хорошего чаю… Это минутное действо  по силе воздействия тянет на качественный короткометражный фильм из прошлой жизни. И смотреть его не надоедает.

Сегодня мы чуть ли не с рождения прививаем нашим детям психологию потребителей. Прямо или косвенно внушаем им, что им положено все, так сказать, по праву рождения, как каким-нибудь средневековым феодалам. Мы устраиваем им выпускные вечера, как балы – с детского сада; свадьбы, на проведение которых берем кредиты!..  Мы платим им за хорошие отметки, то есть за то, что является их прямой обязанностью. Мы оговариваем с ними суммы карманных денег (а ведь это, если разобраться, целиком наша добрая воля). Мы воспитываем их в уверенности, что весь мир у них в кармане, пока мама с папой здоровы и сильны… И даже будучи пенсионерами, помогаем, помогаем, помогаем. А вот чувство долга перед родителями и перед окружающими, трудолюбие и ответственность мы в них часто не развиваем.  «Нам в детстве чего-то недоставало, – рассуждаем мы, – так пусть детки порадуются!»  Все правильно, а иначе что мы за родители! Но беда в том, что детки привыкают радоваться, невзирая на то, хорошо или плохо близким, вообще окружающим. Проблема в том, что психология потребительства всасывается в кровь не хуже наркотика, что привыкание происходит  очень быстро, а последующая «ломка» бывает подчас очень жесткой…

Собственно говоря, бытовое вымогательство, в том числе и под видом оказания каких-то услуг, распространено не только у нас – повсеместно. За границей, стоит вам только выйти из туристического автобуса где-нибудь близ известной достопримечательности, за вами тут же устремляется толпа торговцев всех возрастов с единственной целью – «впарить» вам сувенир,  точно такой же, как тот, который вы через два квартала можете купить в любой сувенирной лавке в два раза дешевле… Но ведь вас никто не вынуждает отдавать настырным торгашам свои кровные, и вы проходите мимо.

Другое дело, когда в своем городе, у привычного гастронома, куда вы ходите ежедневно, на вашем пути, словно из-под земли, вырастает фигура с упреком во взгляде и протянутой рукой, а то и с целлофановым пакетом, куда вам предлагается опустить монету или купюру… Я уже молчу о сборе денег на строительство (реставрацию, покупку церковной утвари) для храмов. Тут уж точно вопрос совести, но и возможностей, согласитесь, тоже. И стоять сборщики на эти богоугодные дела должны все-таки у церквей, а не у магазинов.

Да, беда может заглянуть к нам в любую минуту и  ввергнуть нас в  безысходность и нужду. Да, бывают очень тяжелые, практически тупиковые ситуации, и, как это ни печально, они могут случиться с каждым. И тогда мы ищем помощи у близких и друзей, а иногда и просто у знакомых. И, конечно, если человек становится  на путь сбора милостыни – ему чаще всего не на кого надеяться… Не каждый может добиться присвоения ему инвалидности и соответствующей пенсии по инвалидности. Да, эта пенсия совсем невелика (как и другие наши пенсии). И все же, все же – просить милостыню в людных местах да еще у тех же пенсионеров (молодежь ведь в массе своей проходит мимо, не останавливаясь, – у них своих материальных проблем хватает!) – неэтично и неправильно. К тому же мы живем в правовом государстве, где действует система социальной защиты, есть различные фонды и благотворительные организации… Может, сначала попытаться обратиться в эти органы, рассказать о своей беде через СМИ или, если уж  совсем не виден свет в конце тоннеля, просить милостыню в церковные праздники у храма – смиренно и благодарно, по-христиански, а не по образу и подобию героя плаката «Ты записался добровольцем?».

Пишу обо всем этом не для того, чтобы «убрать проблему с улиц». А чтобы мы все различали свет и тень, правду и обман. Мы живем в мирное время, в стране, где так много делается для граждан, в здоровом обществе. У нас, слава Богу, нет ни гражданской войны, ни массовой безработицы, ни такого явления, как беспризорщина. И значит, помочь отдельным, попавшим в беду людям – долг общества в целом и созданных им институтов, а не сердобольных граждан, отдающих свои кровные попрошайкам.

Маргарита ГОРОВАЯ.

Иллюстративное фото из открытых источников.

Комментарии
1
КИРИЛЛ
Хоть и субъективное, но правильное мнение!!!
Оставить комментарий
Войти через социальную сеть:
CAPTCHA
Номер 53135599