Общество

Требуется окультуривание

22 Апреля 2014 317 0

     В XXI веке лозунг «культуру в массы!» снова актуален.

     Мы живем в век невиданных ранее возможностей: «коррозия» давно съела «железный занавес»; закрытый душноватый мир, в котором жили советские люди, расширился; Европа, вообще мир, стали ближе, понятнее. Все – не только вожделенные когда-то фирменные джинсы – стало досягаемым, интернет соединил миллионы людей во всем мире, сделал информацию безграничной, всепроникающей.
     Сегодня для тех, кто этого по-настоящему хочет, вполне реально не только отправиться в турпоездку по западным странам, но и поехать туда учиться. Где только нет студентов с постсоветского пространства и из Беларуси  в частности! Польша – первая ступень, тем более что языковой барьер при желании преодолевается без особого труда. Жизнь показывает, что, если надо, можно быстро и основательно освоить и немецкий, французский, итальянский, не говоря уже об английском, который большинство из нас «учили понемногу» в школе и в вузе, а потом быстро и основательно забыли.
     Мы каждый день расширяем кругозор с помощью газет, телевидения, того же интернета и, окунаясь в поток информации, порой мним себя всеведущими, забывая, что любая совокупность фактов нуждается в анализе, прежде чем стать мнением или знанием. Наш жизненный опыт и образование плюс что-то по верхам прочитанное или увиденное, обрывки каких-то мнений, цитаты из чьих-то высказываний вкупе с нашими врожденными и благоприобретенными потребностями в специальных знаниях и общем расширении кругозора – все это и составляет тот, в общем-то, очень тонкий пласт, который принято именовать интеллектом.
     Есть, правда, и такое понятие, как вкус. Думаю, многие согласятся, что его можно воспитать и развить, и все же чаще всего он представляет собой некое врожденное качество. Вкупе с интеллектом он определяет наши пристрастия, в том числе культурные предпочтения и потребности.
     Эти-то потребности как раз и нуждаются в формировании, особенно в современном мире, где безнадежно устарела расхожая сентенция: «о вкусах не спорят». Спорят, да еще как!
     В том числе и о культурных, эстетических предпочтениях. Хотя споры ведутся больше на бытовом уровне: особой полемики в СМИ, включая электронные, не наблюдается.
     Общество потребления, в которое мы все больше превращаемся, потребляет то, что производители навязывают ему посредством рекламы. В том числе масскультуру. Оговорюсь: понятие это в последние годы приобрело новую огранку: то есть масскультура уже не синоним к понятиям «безвкусица», «китч», «пошлость». Из ее глубин нередко выныривают наружу интересные музыканты и талантливые художники, писатели и дизайнеры… Даже пресловутая «попса» иногда поставляет на широкую сцену вполне нестандартных и одаренных исполнителей (хотела написать «певцов», да уж больно громкое слово). Понимаю, что навлеку на свою голову гнев части читательской аудитории, но все же рискну озвучить свое непоколебимое убеждение: все это имеет самое приблизительное отношение к подлинной, настоящей Культуре, которая в противовес устойчивому мнению не подвержена девальвации. Меняются времена и те же вкусы, но пьесы Чехова и Островского, Дударева и Макаенка, как и фильмы Григория Чухрая и Михаила Калатозова неизменно собирают аншлаги в театрах, приковывают к экранам. Мы можем сколько угодно подшучивать над «нестареющими» Аллой Пугачевой, Софией Ротару или Валерием Леонтьевым, но никто не станет оспаривать их высочайший профессионализм, требовательность к себе и работоспособность. Но почему-то подпадаем под  сомнительное обаяние сегодняшних «кумиров», которые не знают нот и несут в народ хромоногие тексты, положенные на не менее шаткую музыку.
     Люди любой ценой стремятся попасть в прославленные театры, чтобы увидеть звезд оперы и балета, часами стоят в очередях в главные музеи мира, чтобы лишь прикоснуться к гениальности, читают и перечитывают произведения великой литературы. И все же очень многим все перечисленное совсем не нужно. При слове «опера» или «филармония» у них сводит скулы от зевоты; они легко и быстро впечатляются от низкопробных шоу, сдобренных пошловато-хамоватым юмором, и рукоплещут его героям; с упоением слушают бессмысленные слова, написанные на убогий мотивчик, громко именуемые песнями. Им ни за что не высидеть спектакль, ведь в театре не едят попкорн!
     Самое печальное, что низкопробная серость преподносится как норма, позиционируется с помощью телевидения как явление культуры и, что самое страшное, насаждается в массовом сознании, оставляя необратимые последствия: люди, «подсевшие» на суррогаты, неспособны адекватно воспринимать натуральное.
     Кто-то рассудит, как мудрый библейский царь Соломон: раз это востребовано – значит имеет право на существование, а значит, пусть живет и здравствует наравне с Культурой и Искусством.
     Ни за что не соглашусь с такой точкой зрения! Опыт показывает, что бездарность и пошлость воинственны, они по определению не могут удовлетвориться отведенной для них территорией и, как всякий агрессор, стремятся к захвату все новых. Эти процессы, никем не оцениваемые и не контролируемые, идут бурно и успешно. И – о, ужас! – на сценах ведущих театров мира появляются «новые прочтения» классики, где персонажи – отнюдь не олицетворения человеческих достоинств или пороков, не благородные герои – фигляры с «люмпенским» сознанием, а то и настоящие извращенцы.
     Сцены и стадионы, где блистали талантом поющие кумиры 80-х, мировые поп-звезды уровня группы «АББА», Ромины и Альбано или великие рок-группы «Pink Floyd», «Queen» или «Led Zeppelin», сегодня все чаще во власти силиконовых красоток и мускулистых красавчиков, не блещущих ни голосом, ни вкусом, ни талантом, – все перечисленное им с успехом заменяет пиар-раскрутка и сексуальность, порой избыточная. «Фишкой», подогревающей интерес толпы, стала сегодня и «нетрадиционная ориентация» кумиров, появились даже термины «традиционал» и «натурал» в противовес всевозможным обозначениям тех самых «меньшинств», которые ведут себя сегодня как непонятые, незаслуженно гонимые грешниками праведники.
     Те, кто постарше и поопытнее, а главное, оснащен багажом устоявшихся представлений, вооружены иммунитетом против всей этой цветущей пошлости. Куда труднее молодым: у многих из них нет твердых ориентиров, несмотря на эрудицию, они в своей массе не слишком начитаны и развиты душевно и духовно, а значит, неподготовлены к адекватному восприятию того пестрого фейерверка, который представляет собой современная культура. Они нередко принимают фальшивки за подлинники, аляповатость за гармонию, творят себе кумиров из обычных, не слишком способных и порядочных людей. Слово «гламур» заменяет сегодня множество других: вкус, изящество, красота… Не в моде и грамотность. Выпускники вузов, в том числе и педагогических (!), не только нередко пишут сами с ошибками – еще и учат этому детей.
     Все, что сказано выше, – отнюдь не сгущение красок или некое брюзжание в адрес молодых. Молодежь не может не отличаться от людей старшего поколения своими пристрастиями и предпочтениями, в том числе и эстетическими. И это нормально, что у молодых своя музыка, свой театр и кинематограф. Однако это не означает, что мы можем поставить знак равенства между понятиями «авангард» и «качество». Как раз в качестве весь вопрос!
     Мое поколение тоже слушало не только Майю Кристалинскую, Юрия Антонова и группу «Самоцветы» – кумирами молодежи семидесятых была великая ливерпульская четверка «The Beatles». Хорошо помню, как на школьных вечерах мы ухитрялись танцевать под их светлые и очень красивые песни, которые были тогда у нас запрещены (ребята приносили пластинки «втихаря» (!); купить же такую пластинку можно было только в больших городах на черном рынке, и это было заоблачным счастьем.
     Продолжая тему, скажу: интернет-эра делает сегодня общедоступным любой музыкальный продукт, любое явление культуры и искусства, и каждый человек волен выбирать, что ему ближе. Однако это вовсе не означает, что уже упомянутая масскультура должна «подмять» под себя подлинную.
     Мы порой словно извиняемся перед кем-то, а по сути сами перед собой, что многие из нас – интеллигенция в первом поколении. Мол, страна у нас сельскохозяйственная, чуть ли не каждый первый – выходец из деревни, сойдет для нас и такая культура, которой нас пичкает телевидение. Тем более что столица, где кипела вся культурная жизнь, на протяжении десятилетий находилась не в Минске, а в Москве. И, ничтоже сумняшеся, копируем всевозможные шоу и конкурсы, проводимые в той же Москве, в то время как наша народная культура во всех своих проявлениях – от фольклора, народных песен до изделий традиционных ремесел – не в пример выше всей этой примитивной попсы! Понимаю, что призывать людей к расширению кругозора, к умению отличать плохое от хорошего, а хорошее от лучшего – занятие неблагодарное. Но нельзя позволять низкопробному, третье-сортному, а порой просто убогому становиться вровень с Прекрасным, не говоря о том, чтобы отодвигать его на задний план!
     Нельзя, чтобы новые поколения не умели отличить произведение Искусства от плохой подделки, драгоценный алмаз от битого стекла. Примитивизм, в конце концов, лишь одно, далеко не главное направление в искусстве. Он не может доминировать над другими, иначе можно утратить связующую нить поколений, отречься от того гигантского культурного опыта, который во многом делает людскую популяцию на планете Человечеством.

Комментариев нет. Оставите свой?

Оставить комментарий
Войти через социальную сеть:
Номер 53135599