Общество

В отрыве от социума

18 Ноября 2014 448 0

     Подходит к концу  месячник «Белая трость», призванный акцентировать внимание на проблемах инвалидов по зрению, создать в общественном сознании устойчивый стереотип: инвалидам нужна не жалость, а уважение,  равные права, реальная поддержка. Широко анонсированный, подтвержденный всевозможной наглядностью, доведенный до сведения работников транспорта, торговли, учреждений и организаций месячник на  самом деле проходит как бы в отрыве от социума. Это не  голословное утверждение – вывод  из практики.

     …Хмурое ноябрьское утро. Проводим эксперимент: пытаемся проверить, насколько вышеназванные категории, как и общество в целом, владеют информацией о том, кто такой человек с белой тростью.
     Вместе с председателем районной организации ОО «БелТИЗ» Светланой  Столярчук  и   инвалидом I группы Юрием  Данилюком выходим из здания на площади и направляемся к магазину «Веселка». Юрий, не имеющий даже остатка зрения, но многократно на всех уровнях доказавший свою реабилитированность,  бодро шагает через улицу Октябрьскую, выставив вперед трость, яркая белая окраска которой обязана привлечь внимание водителей. Время спокойное, машин на улицах мало, так что инвалиду удается беспрепятственно перейти проезжую часть (к слову, при обратном переходе его  едва не сбивает «Фольксваген», водитель которого к тому же громко отпускает в адрес человека с белой тростью непечатное выражение).
     Юрий поднимается в магазин, постукивая тростью по ступенькам, входит в торговый зал и говорит продавцу Наталье Ильяшевич, какой именно товар  он хочет приобрести. К чести торговых работников (второй продавец Кристина Данилина), они сразу же замечают белую трость в руках мужчины, приносят  ему нужный товар, вслух отсчитывают деньги за покупку, а сдачу отдают инвалиду в руки, называя сумму сдачи и достоинство денежных купюр. На прощание  торговые работники информируют покупателя, что у входа в магазин имеется специальная кнопка вызова, которой он в следующий раз может воспользоваться.
     Из магазина Юрий отправляется в пункт МТС на  углу улиц Ленина и Октябрьской. Здесь он хочет положить деньги  на счет своего  мобильного телефона. Обратившись к оператору, сразу же получает рекомендацию, сопровождаемую указующим жестом: «Вот там терминал!» Девушка не смотрит на инвалида и не замечает в его руке белую трость. И только слова Юрия о том, что он незрячий, заставляют оператора перейти на правильную линию поведения.
     Тем временем другой инвалид  (с остатком зрения) Николай Ярмошук  отправляется в магазин №9 Березовского райпо, чтобы приобрести бутылку минеральной воды и пачку сигарет. Здесь продавец также предлагает инвалиду самому найти и взять воду, и только услышав от него, что он инвалид, приносит и подает ему требуемый товар. В словах и интонациях торгового работника  слышны нотки неприкрытого раздражения. Разговаривать с нами по поводу невыполнения требований месячника продавец, ссылаясь на прием товара, и вовсе отказывается.
     Мы увидели лишь крошечный фрагмент картины обращения с инвалидами. Но каждый может привести с десяток примеров  другого рода. Светлана Дмитриевна Столярчук рассказывает, как стала свидетельницей недопустимого обращения с инвалидом по зрению при посадке в общественный транспорт. Женщина с авоськами, выходя из автобуса, буквально оттолкнула незрячего от двери с репликой типа: «Ты что, людей не видишь?» Заметить  трость в руке по сути слепого человека она не пожелала.
     Как ни странно, порадовали нас индивидуальные предприниматели, торгующие на продовольственном рынке. Елена Иванова, продающая овощи, не только хорошо осведомлена, как различить в людской толпе инвалида по зрению, но и подробно рассказала  нам о последовательности своих действий при продаже товара такому покупателю, отсчете и вручении ему сдачи. Всегда готов к встрече с незрячим покупателем и предприниматель  Виталий Захарченко, продающий чай и кофе. На вопрос, как он разговаривает с человеком, пришедшим к нему за покупкой, предприниматель ответил: «Как с любым человеком – вежливо и уважительно». При этом  не ошибся ни в содержании, ни в особенностях такой беседы.
     Что касается опрошенных нами на улице людей, то  вразумительно ответить, кто же такой человек с белой тростью, готов один из пяти-семи человек.
     Итак, каковы же выводы? В целом оснований для оптимизма не так уж много. Ни информация о проблеме, ни ее осмысление пока что не проникли в массовое сознание. Большинству здоровых людей инвалиды, тем более незрячие, представляются едва ли не инопланетянами. Да, что-то слышали, да, надо им помогать, но как их отличить среди других – непонятно… Да и что они, не видящие белого света, делают на улице, в магазине, на почте, рынке, в банке?..  Сидели бы дома.
     Таков, как ни печально, уровень понимания проблемы инвалидов в нашем сегодняшнем в общем-то гуманном обществе.
     – Я и мои товарищи по организации делаем все возможное, чтобы вытащить незрячих людей из четырех стен, заставить их идти «в люди», общаться, проходить реабилитацию, учиться жить  в социуме, не ощущая своей ущербности, – с болью говорит Светлана  Столярчук, которая сама имеет лишь остаток зрения. – А получается, что общество отторгает их  своей невнимательностью, равнодушием, а то и грубостью, заставляя их возвращаться в свое замкнутое пространство! Так не должно быть!
     Да, не должно.  Но  сколько бы акций и месячников ни проходило на республиканском уровне, мы не добьемся перемен в отношении к инвалидам, если не будем прививать уважение к их проблемам, начиная  с детей садовского возраста.
     Не жалеть человека, потерявшего зрение, а протягивать ему руку, всемерно помогать ему почувствовать себя равным в обществе здоровых людей – вот та высокая цель, к которой  мы должны неуклонно двигаться. Пока же мы, скажем себе честно, лишь в начале пути.

Фото автора.

Комментариев нет. Оставите свой?

Оставить комментарий
Войти через социальную сеть:
Номер 53135599