Общество

В стремлении познать Бога

20 Января 2014 520 1

По традиции мы встретились с клириком Свято-Петро-Павловской церкви города Березы иереем отцом Виталием Хоновцом в дни Рождества Господня.

– Уважаемый о. Виталий, педагоги, родители и многие дети в Березе и Белоозерске знают о том, что в районе действуют Воскресные школы для детей. Наслышаны и о той огромной духовной и нравственной пользе, которую они несут подрастающему поколению. А вот о Воскресной школе для взрослых горожане проинформированы значительно меньше. Пожалуйста, расскажите о том, как она работает, какие предметы в ней преподаются, кто может быть учеником или слушателем в этой школе. Скажем, могут ли ее посещать люди, делающие первые шаги на пути духовно-нравственного становления, и те, кому «просто интересно»?

–  Воскресная школа для взрослых – это замечательное учебное заведение, поскольку оно помогает людям просвещаться в вере православной. Это своего рода курсы благочестия, духовно-нравственного просвещения. Посещение школы имеет свободный характер, поскольку мы не ведем никакого учета, никого не отмечаем. Занятия проходят либо в воскресный день в 5 часов вечера, либо в среду в 6 часов вечера (по окончании рабочего дня), чтобы занятия не мешали богослужению, чтобы люди «не раздваивались». Когда есть воскресная служба, мы переносим занятия школы на среду. О том, когда именно будут занятия, мы объявляем в воскресный день за Божественной литургией, сообщаем в расписании, которое помещаем на церковных дверях и воротах Петро-Павловской и Михайловской церквей. И все жители нашего города могут ознакомиться с ним.

Преподает обычно в Воскресной школе сам благочинный. Уроки, как правило, делятся на две части. Это теория – отец Георгий либо рассказывает, либо приводит какие-то примеры из трудов святых и современных богословов с последующим обсуждением различных тем: духовных, нравственных, толкования Священного Писания, церковных историй. Все это достаточно активно и интересно обсуждается. И потом, занятия в Воскресной школе для взрослых – это замечательная возможность для каждого человека встретиться со священником, пообщаться с ним открыто, поскольку любой слушатель может задавать ему вопросы. Очень часто многим людям не хватает этого общения со священнослужителями, кому-то неловко отвлекать священника в храме, кто-то считает, что его вопрос недостаточно значимый или серьезный. А здесь у каждого есть замечательная возможность во время урока задать священнику интересующие вопросы, а если надо, остаться и пообщаться с ним. Вторая половина урока – это просмотр фильма или церковной передачи, тем более что церковная кинематография активно развивается. Я помню в 90-е годы невозможно было найти фильм по православной тематике, а если они и выходили, то это были фильмы вялые и неинтересные. А сегодня много познавательных интересных фильмов на эти темы, есть православные каналы «Союз» и украинский «Глас».

Мы приглашаем в Воскресную школу всех желающих независимо от того, крещеные они или некрещеные.

Конечно, если человек нерелигиозный, то ему будет просто неинтересно. Если человек имеет желание познать Бога, больше узнать о православии – милости просим!

Никаких особых требований к посетителям школы для взрослых мы не предъявляем, то есть у нас нет тестов, вступительных экзаменов – вход свободный.

– Уважаемый отец Виталий, нередко можно слышать упреки в ортодоксальности и даже некоторой пассивности Православной Церкви на фоне бурной активности протестантских и других течений христианства. Как использовала Православная Церковь недавнее празднование 1025-ле-тия Крещения Руси для собственной, если можно так выразиться, популяризации у населения?

– Празднование 1025-ле-тия Крещения Руси – для нас дата очень значимая и радостная, поскольку она свидетельствует о долголетии христианской православной веры на наших землях. Она присутствует, освящает наш народ, ведет его к спасению. Что касается упрека в ортодоксальности, то Православная Церковь не изменяет ни вероучение, ни свои догматы, сохраняет свою историю, Христово и апостольское вероучение на протяжении двух тысяч лет.

Да, были Вселенские Соборы, на которых истина Христова не изменялась, а защищалась и утверждалась. Например, на I Вселенском Соборе Арий выдвинул тезис, что Иисус Христос не есть истинный Бог, а лишь высшее творение Божье. И отцы I Вселенского Собора защитили ту истину, что Иисус Христос – есть истинный Бог и Богочеловек, о чем свидетельствует Священное Писание. Для нас сам факт Крещения Руси является великим событием, потому что, сохраняя православную веру в чистоте и невредимости, наш белорусский народ проявил себя как хранитель православия. Вера сохранилась и дошла до нас благодаря нашим предкам, которые огромным трудом и подвигами хранили ее, ведь это было очень и очень сложно. Когда наша страна входила в состав Речи Посполитой, на ее территории был запрещен не только наш язык, но и православная вера. Народ пытались ополячить и окатоличить.

Православная вера с принятием Брестской церковной унии в 1596 году была объявлена вне закона. Польское правительство объявило, что православной церкви у нас не существует. У нас есть католическая и греко-католическая (униатская) церковь, то есть все православные должны были автоматически стать униатами. Часть высших слоев общества принимала унию, чтобы сохранить титулы, звания и все свои богатства (хотя надо выделить некоторых ревностных защитников православия из числа высшей знати – например, Константин Острожский, святая благоверная княгиня София Слуцкая). Но в основном хранителями веры, несмотря на все гонения и лишения, были все-таки простые люди. Они хранили православную веру и не предавали ее, хотя людям приходилось креститься и венчаться в этих униатских храмах, и даже исповедоваться и причащаться в них. Но сам факт обращения из унии в православие в 1839 году на Полоцком Соборе говорит о том, что народ был в унии формально, но хранил православную веру в своем сердце, за что мы очень благодарны нашим прадедам. Люди помнили о своих истоках. И в конечном итоге переход из унии в православие был достаточно легким и безболезненным, без какого бы то ни было насилия. Иначе говоря, ортодоксальность и в известной степени пассивность церкви сохраняют ее. История 20 века в истории народа и церкви – это период тяжелых испытаний.

Вот взять хотя бы нашу Березу, которая после 1918 года находилась под властью Польши.

Немногие знают, что в концентрационном лагере в Березе наряду с политузниками находились и православные священнослужители, которые упорно не хотели обособляться, отделяться от Русской Православной Церкви. Польское государство отбирало у православных церкви, преследовало их за веру. Немецкие оккупанты хотя и разрешили в православных храмах богослужения, но преследовали цель отделить Белорусскую Православную Церковь от РПЦ, создать здесь автокефалию. И под давлением оккупационных властей наши епископы были вынуждены пойти на этот шаг.

Что касается советской власти, то все мы знаем, что она не лелеяла церковь, а насаждала атеизм. Особые гонения на церковь, закрытия храмов были в годы правления Н.С. Хрущева. То есть на протяжении всего XX века власть неоднократно менялась, как и лозунги, гимны, языки общения, государственная символика. И только Церковь оставалась неизменной, воскресала, как птица феникс, показывала просто удивительную жизнеспособность.

Римская империя просуществовала полторы тысячи лет, Османская империя – 500 лет, Российская империя и того меньше – 300 лет. То есть ни одно государственное образование не просуществовало столько, сколько Православная Церковь, которая живет и действует.

Разрушить, изменить ее практически невозможно. Изменить что-либо в православии – означает навредить ему. И никакие облегченные богослужения не дадут хороших и полезных результатов. Церковь не должна «идти в ногу» с миром, который развращается, а, наоборот, быть обличительницей того зла, которое сейчас царит в мире, тех пороков, которыми люди сами себя убивают. Для того Церковь и нужна, а не для того чтобы приспосабливаться. Мир должен учиться у Церкви чистоте, целомудрию, святости жизни. Единственное, что может и должно меняться, – форма проповеди. Объяснять православие сегодня людям нужно на понятном для них языке.

Поэтому протестанты, которые идут в ногу с «духом века сего», проигрывают. Наши протестанты имеют на себе (пусть неосознанно) огромное влияние православной культуры. Они стараются вести идеальный образ жизни, который приветствуется в народе: не выпивают, не курят, не сквернословят, вступают в законные браки, создают многодетные семьи. То есть ведут внешне безупречный христианский образ жизни. Но взять тех же протестантов в Америке, на Западе – и что мы видим? Совершенно противоположную картину. Многие протестантские деноминации (не стану их называть) поощряют, например, однополые браки, и даже пастыри современных Протестантских Церквей вступают в такие браки, благословляют их и открыто их пропагандируют! За что были уничтожены Господом города Содом и Гоморра? За то, что были развращены, и этот содомский грех, как раковая опухоль, мог поразить все человечество!

Сегодня известны случаи, когда целые протестантские общины в тех же США оставляют свою веру и переходят в православие! Протестанты цитируют Библию наизусть, читают ее день и ночь, но при этом попирают основы веры, пренебрегают ими. И при этом исповедуют себя христианами. Как это можно совместить?

– Отец Виталий, а какова межконфессиональная ситуация у нас в районе?

– В последние годы у нас достаточно стабильная религиозная ситуация, число общин практически не уменьшается и не увеличивается, никаких особых перегибов нет.

Единственное, что возмущает порой общественность, – активное проповедничество своего вероучения адептами общины «Свидетели  Иеговы», которые приезжают к нам из других городов, привозят и активно распространяют журналы «Сторожевая башня» и «Пробудись», которые издаются в Нью-Йорке в центре «Вифиль». В этих журналах они трактуют Библию и в целом Священное Писание как хотят, заучивают эти трактовки едва ли не наизусть. Для спасения членам данной общины необходимо переманить в свою веру, завербовать как можно больше людей. Поэтому они не просто проповедуют, но и собирают сведения об интересующих их людях и заносят их в специальные карточки, настойчиво ищут с ними контакты, посещают этих людей на работе и на дому, докучают им. Иеговисты, кстати, не признают легитимной ни одну власть, ни одно правительство, считают, что высшая духовная власть находится только в «Вифиле». В Европе, кстати, несколько государств запретили у себя деятельность «Свидетелей Иеговы» и даже вывели их из разряда религиозных организаций. Например, Франция, которая к тому же обязала их заплатить налог за распространение своей литературы (а распространяется она небесплатно), почему в центр «Вифиль» поступают колоссальные средства со всего мира.

Сегодня мы должны благодарить Бога за возможность свободно исповедовать свою веру и, конечно, быть благодарны нашему правительству, создающему все условия для свободы совести и межконфессионального мира в Беларуси.

– Спасибо за содержательную беседу! Успехов Вам в священническом служении.

Фото Николая Леонова. 

Комментарии
1
Андрей 21 Января 2014
Что касается протестантской церкви, которая на Западе, можно сказать, что она уже и не христианская, там просто попираются все Библейские ценности. И нынешние протестантские церкви Беларуси с Западными церквями практически не поддерживают связь. На западе церковь не богоцентрична, а человекоцентрична, что не допустимо, иначе будет моральное разложение общества, что мы и видим...
Оставить комментарий
Войти через социальную сеть:
Номер 53135599