Официально

Бюджет на 2019 год: отражение стоящих перед страной задач и вопросов их реализации

11 Февраля 2019 1966 0

news1511324684_e2d69001_e9179bd6.jpg

Бюджет-2019 - это отражение стоящих перед страной задач и вопросов их реализации. Так считает депутат парламента Л.И. Качина, который для читателей «Маяка» подготовил подробный анализ финансов страны на текущий год.

Качина -= сайт.jpg

Республиканский бюджет на 2019 год разработан на основе параметров прогноза социально-экономического развития и основных направлений денежно-кредитной политики страны на 2019 год, основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на 2019–2021 годы, изменений и дополнений, вносимых в бюджетное и налоговое законодательство, ожидаемого исполнения республиканского и местных бюджетов в 2018 году.

Согласно принятому консервативному сценарию развития экономики темпы роста ВВП в 2019 году по отношению к предыдущему году предусматриваются на уровне 104,0%. Размер инфляции ограничивается 105,0%. Производительность труда по ВВП к 2018 году прогнозируется 103,8%, сальдо внешней торговли товарами и услугами – минус 0,8 %. Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору) предусматриваются в объеме 1,6 млрд долларов США. Реальные располагаемые денежные доходы населения по отношению к прошлому году составят 103,4.  

Основной целью денежно-кредитной политики в 2019 году станет ограничение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен в пределах 5% (декабрь 2019 года к декабрю 2018 года). Прирост потребительских цен за этот период должен составить не более 5%. Прирост средней широкой денежной массы должен составить не более 9–12%. Международные резервные активы Республики Беларусь, согласно методологии Международного валютного фонда, прогнозируются в объеме не менее 7,1 млрд долларов США.

Бюджетно-финансовая и налоговая политика Республики Беларусь будет направлена на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, своевременное и полное исполнение долговых обязательств, достижение параметров финансовой безопасности страны, а также на повышение эффективности использования бюджетных средств и их концентрацию на приоритетных направлениях социально-экономического развития.

Важным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов являются государственные программы. Финансирование в рамках государственных программ позволяет обеспечивать увязку расходов бюджета с конкретными программными мероприятиями, а также дает возможность оценить достижение целей, задач и запланированных результатов реализации государственных программ.

Доля программных расходов (без учета Государственной инвестиционной программы) в текущем году увеличивается и в общем объеме расходов республиканского бюджета составит 28,1% (в 2018 году – 27,2%).

В целом в 2019 году финансирование государственных программ (без учета Государственной инвестиционной программы) за счет средств республиканского бюджета предусматривается в общей сумме 6,2 млрд рублей (с учетом субвенций из республиканского бюджета), за счет средств местных бюджетов – около 15 млрд руб.

Налоговая политика на текущий год формируется с учетом соблюдения моратория на введение новых налогов, сборов (пошлин) и повышение налоговых ставок, а следовательно, сохранения стабильности налоговой системы и неувеличения налоговой нагрузки на реальный сектор экономики.

Важным моментом в области налоговой политики явилась комплексная корректировка Налогового кодекса в целях обеспечения простоты, понятности и легкости восприятия его норм, недопущения правовой неопределенности и несогласованности предписаний, существенного упрощения налогового администрирования.

В соответствии с Законом о бюджете доходы республиканского бюджета на 2019 год определены в объеме 23 683 млн руб. (18,3% ВВП), или 100,8% к 2018 году и 119,8% к 2017 году.

Поступление налоговых доходов по отношению к прошлому году составляет 102,0% (18 383 млн руб.), в т. ч. налогов на товары (работы, услуги) – 11 713 млн руб. (106,7%), из них НДС и акцизов соответственно 8 652 млн руб. (108,6%) и 2 412 млн руб. (101,5%). Динамика налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности к 2018 году предусматривается на уровне 4 357 млн руб. (86,6%), в т. ч. вывозных таможенных пошлин – 2 554 млн руб. (74,3%).

Объем неналоговых доходов в 2019 году по сравнению с 2018-м запланирован несколько выше (2 792 млн руб. против 2 567 млн руб.), в т. ч. доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, на 263 млн руб. (18,5 пункта).

Ниже уровня прошлого года предусматриваются безвозмездные поступления 2 508 млн руб. (85,9%).

В 2019 году в состав республиканского бюджета включены доходы государственных целевых бюджетных фондов в объеме 813 млн руб., из них: Республиканского дорожного фонда – 561 млн руб., Республиканского централизованного инновационного фонда – 173 млн руб., Фонда национального развития – 80 млн руб.

Наибольший удельный вес в доходах республиканского бюджета занимают налоговые доходы – 77,6% (18 383 млн руб.). В свою очередь, 49,5%, или 11 713 млн руб., доходов бюджета составляют налоги на товары (работы, услуги), из них 36,5% (8 652 млн руб.) и 10,2% (2 412 млн руб.) – соответственно НДС и акцизы. При этом поступление планируется за счет акцизов на табачные изделия – 843 млн руб., акцизов на водку и ликеро-водочные изделия – 567 млн руб., акцизов на автомобильное топливо – 541 млн руб.        

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности занимают 18,4% доходов бюджета (4 357 млн руб.). Основная их доля формируется за счет вывозных таможенных пошлин – 10,8% (2 554 млн руб.), в т. ч.: вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты – 1 390 млн руб., вывозных таможенных пошлин на калийные удобрения – 846 млн руб.

Удельный вес налогов на доходы и прибыль предусматривается в объеме 7,28% (1 724 млн руб.), из них налога на прибыль – 7,27% (1 723 млн руб.).       

Доля неналоговых доходов запланирована в размере 11,8% (2 792 млн руб.), из них 7,1%, или 1682 млн руб., приходится на доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности.

Удельный вес безвозмездных поступлений прогнозируется на уровне 10,6% доходов бюджета (2 508 млн руб.), в т. ч. безвозмездные поступления от иностранных государств – 7,2%, или 1 698 млн руб.

Расходы республиканского бюджета на 2019 год определены исходя из реальных возможностей доходов бюджета, необходимости реализации государством своих функций, социально-экономического развития страны и ее регионов.

Согласно действующему законодательству (функциональной классификации расходов бюджета) средства республиканского бюджета направляются на финансирование общегосударственной деятельности, национальной обороны, судебной власти, правоохранительной деятельности и обеспечение без-опасности; функционирование и развитие организаций социальной сферы и отраслей национальной экономики республиканского подчинения, другие расходы республиканского значения.

Расходы республиканского бюджета на 2019 год утверждены в объеме 21 981 млн руб. (17% ВВП), или 105,1% по отношению к 2018 году и 123,1% к 2017 году.

Наибольшую долю в расходах республиканского бюджета занимают расходы по разделу «Общегосударственная деятельность» – 47,1% (10 360 млн руб.), или 101% по отношению к прошлому году.

Объем расходов по подразделу «Государственные органы общего назначения» запланирован в объеме 671 млн руб., из них на финансовые и налоговые органы направляется 311 млн руб., органы государственного управления и другие органы исполнительной власти общего назначения – 132 млн руб.

На международную деятельность выделяется 293 млн руб., в т. ч. на открытие и содержание дипломатических представительств и консульских учреждений – 147 млн руб., на отчисления в бюджет Союзного государства – 59 млн руб.

На обслуживание государственного долга в 2019 году направляется 2 977 млн руб., или с ростом 125,8%. Из выделенных на эти цели средств 2 349 млн руб. (78,9% от общей суммы) запланировано на обслуживание внешнего государственного долга (130,7% к 2018 году).

На реализацию государственной научно-технической политики предусматриваются ассигнования в объеме 284 млн руб. Из них на фундаментальные научные исследования запланировано выделение 111 млн руб., на финансирование прикладных исследований по государственным и научно-техническим программам – 68 млн руб. На развитие материально-технической базы государственных научных организаций направляется 20 млн руб. Дополнительным источником инновационного развития являются также средства республиканского централизованного инновационного фонда – 173 млн руб.

Резервные фонды на 2019 год прогнозируются в объеме 234 млн руб., или 25,4% к уровню 2018 года, из них Резервный фонд Президента Республики Беларусь – 210 млн руб.

Для обеспечения источниками финансирования запланированных расходов бюджетов областей и г. Минска, а также сбалансированности внебюджетного ФСЗН из республиканского бюджета предусмотрены межбюджетные трансферты в объеме 5 111 млн руб. (107,9% к 2018 году), из них: 3 821 млн руб. – трансферты бюджетам других уровней; 1 290 млн руб. – трансферты государственным внебюджетным фондам.

В 2019 году, как и в предыдущие годы, расходы бюджета носят социально ориентированную направленность. В текущем году в социальную сферу страны из республиканского бюджета предусматривается направить 4 659 млн руб., или 21,2 % объема его расходов (без различного рода субсидий, льгот, компенсаций населению и др.).

На общегосударственную деятельность из консолидированного бюджета направляется 9 183 млн руб., или 26% к общей сумме расходов.

Наибольший удельный вес в расходах республиканского бюджета на социальную сферу занимают ассигнования на социальную политику – 8,91% (1 958 млн руб.), или 113,4% к прошлому году. Из них средства, направляемые на пенсионное обеспечение служащих силовых структур, – 4,81% (1 057 млн руб.). На помощь семьям, воспитывающим детей, приходится 343 млн руб. и помощь в обеспечении жильем, выражающаяся в основном в компенсации потерь банкам, – 304 млн руб.

С учетом местных бюджетов средства на социальную политику составят 2 983 млн руб. (8,44% расходов консолидированного бюджета).

В текущем году из средств республиканского бюджета на образование направляется 1 048 млн руб. (114,7% к 2018 году), из них 753 млн руб. – на высшее и послевузовское образование, 85 млн руб. – на среднее специальное образование.

На финансирование мероприятий, направленных на обеспечение заказа отраслей экономики и социальной сферы, на подготовку специалистов с высшим образованием в текущем году выделяется 752 млн руб.

Для динамичного развития общего среднего образования в 2019 году из республиканского бюджета предусмотрено выделение 75 млн руб., в т. ч. на функционирование учреждений общего среднего образования республиканской формы собственности – в размере 32 млн руб., на издание новых учебников и учебных пособий для учащихся учреждений общего среднего образования направляются средства в объеме 30 млн руб. Расходы бюджета будут использованы на оплату труда работников отрасли, выплату стипендий, содержание и развитие материально-технической базы, обеспечение безопасной эксплуатации зданий и сооружений. Помимо этого, 27 млн руб. из средств республиканского бюджета предусматривается направить на финансирование иной деятельности по функционированию учреждений образования, проведению централизованных мероприятий в сфере образования.

Кроме того, расходы на образование за счет осуществления платного обучения составят 564 млн руб.      

Ассигнования консолидированного бюджета на образование прогнозируются в сумме 6 366 млн руб., или 18% от его расходов.

Минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на образование в разрезе областей и г. Минска предусматривается от 627,9 млн руб. (Гродненская область) до 933,9 млн руб. (г. Минск).

В части финансирования здравоохранения расходы республиканского бюджета запланированы в объеме 1020 млн руб., или 112,6% к 2018 году. Средства будут направлены на оказание медицинской помощи населению – 500 млн руб., другие вопросы в области здравоохранения – 497 млн руб., включая приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения в размере 359 млн руб. и медицинского оборудования – 50 млн руб.

Всего с учетом расходов местных бюджетов ассигнования консолидированного бюджета на здравоохранение в 2019 году составят 5 397 млн руб. (15,3% расходов бюджета).

Минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя определен в целом по республике – 567,44 руб., по областям и г. Минску – 461,1     руб. (с дифференциацией в разрезе областей и г. Минска).

Предусмотренные в бюджете средства позволят обеспечить реализацию государственных гарантий в области здравоохранения.

Расходы республиканского бюджета на 2019 год по разделу «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации» планируются в сумме 633 млн руб., или 157,1% к 2018 году.

Из общей суммы расходов по данному разделу 333 млн руб. направляется на физическую культуру и спорт (176,2% к уровню прошлого года), в т. ч. на финансирование прочих вопросов в области физической культуры и спорта – 168 млн руб. (463%). Значительный рост данных расходов   вызван необходимостью финансирования расходов на функционирование Дирекции Европейских игр и обеспечение ею подготовки и проведения мероприятий II Европейских игр в г. Минске в нынешнем году.

Расходы по подразделу «Культура» предусматриваются в объеме 147 млн руб. (146% к 2018 году), СМИ – 151 млн руб., или 135,2 % к 2018 году.

С учетом местных бюджетов ассигнования консолидированного бюджета на финансирование расходов раздела составит 1 386 млн руб., или 3,9 % его расходов.

На национальную оборону в 2019 году направляется 1 240 млн руб., или 5,6% расходов бюджета и 102,2% к предыдущему году. Объем расходов на национальную оборону из консолидированного бюджета прогнозируется в размере 1 248 млн руб.

На финансирование судебной власти, правоохранительной деятельности и обеспечение безопасности в текущем году из средств республиканского бюджета предусматривается 2 312 млн руб. (10,5% расходов республиканского бюджета), или 106,1% к 2018 году. При этом 854 млн руб. (3,89% средств республиканского бюджета) планируется использовать на функционирование органов внутренних дел, 238 млн руб. (1,08%) выделяется органам и подразделениям по чрезвычайным ситуациям, 213 млн руб. (0,97%) – органам пограничной службы, 202 млн руб. (0,92%) – органам и организациям уголовно-исполнительной системы и др. Кроме того, на другие вопросы в области правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности направляется 265 млн руб., или 1,2% расходов республиканского бюджета (109,9% к уровню прошлого года).

В консолидированном бюджете на финансирование расходов данного раздела планируется выделение 2 423 млн руб.

На поддержку отраслей национальной экономики в текущем году из республиканского бюджета выделяется 3 214 млн руб., или 104,1% к 2018 году.

Наибольшую долю в расходах республиканского бюджета на национальную экономику занимают ассигнования на финансирование промышленности, строительства и архитектуры. В 2019 году они прогнозируются в сумме 964 млн руб. (106,6% к уровню прошлого года). Из них 944 млн руб. направляются на прочие вопросы в области промышленности, строительства и архитектуры. В частности, большую часть данной суммы (797 млн руб.) предусматривается направить на государственную поддержку реального сектора экономики, а также на компенсацию потерь банкам и лизинговым компаниям в форме поддержки экспорта и др.

Объем средств консолидированного бюджета, направляемый в 2019 году на финансирование  промышленности, строительства и архитектуры, предусматривается в сумме 975 млн руб.

Расходы республиканского бюджета на финансирование сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности на 2019 году запланированы в сумме 500 млн руб., или 97,1% к 2018 году.

В качестве оказания прямых мер поддержки агропромышленного комплекса за счет средств республиканского бюджета предусмотрено финансирование мероприятий подпрограмм Государственной программы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы в сумме 484 млн руб., или 96,2% к 2018 году, в т. ч. ассигнования на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства – 23 млн руб., развитие рыбохозяйственной деятельности – 7 млн руб., сохранение и использование мелиоративных земель – 75 млн руб., компенсацию (возмещение) и субсидии на уплату процентов по кредитам банков – 238 млн руб. и др.

На финансирование сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности (с учетом средств Государственной инвестиционной программы на мелиорацию в сумме 47 млн руб.) в консолидированном бюджете предусмотрены средства в объеме 1 363 млн руб., или 96,7% к прошлому году.

Расходы республиканского бюджета на ведение лесного хозяйства на 2019 год прогнозируются в сумме 209 млн руб. (рост по отношению к 2018 году – 109,7%), которые будут направлены на проведение лесоустройства, лесовосстановления и лесовозведения, осуществление лесозаготовок и др.

На дорожное хозяйство из республиканского бюджета направляется 948 млн руб., из которых 700 млн рублей составляют средства республиканского дорожного фонда. Как и в предыдущие годы, основным доходным источником фонда в 2019 году являются средства государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в сумме 290 млн руб.  

На 2019 год средства фонда распределены по следующим направлениям: расходы на погашение кредитов банков и выплату процентов по ним – 198 млн руб., содержание республиканских автомобильных дорог – 137 млн руб., строительство и реконструкция республиканских автомобильных дорог – 95 млн руб., текущий ремонт республиканских автомобильных дорог – 81 млн руб., капитальный ремонт республиканских автомобильных дорог – 38 млн руб., иные расходы – 5 млн руб.

На топливо и энергетику из средств республиканского бюджета выделяется 402 млн руб. (101% к 2018 году), в т. ч.: на строительство (реконструкцию) объектов инженерной инфраструктуры для районов жилой застройки в рамках Государственной программы «Строительство жилья» на 2016–2020 годы направляется 106 млн руб., на возведение новых и реконструкцию действующих объектов тепловых сетей – 25 млн руб., на уплату процентов и погашение основного долга по кредитам на финансирование расходов по строительству объектов инженерной инфраструктуры к районам жилой застройки – 86 млн руб., на содержание республиканского унитарного предприятия «Белорусская атомная электростанция» – 91 млн руб.

Также в расходах на топливо и энергетику предусмотрено финансирование мероприятий в рамках республиканской программы энергосбережения в объеме 13 млн руб.

На охрану окружающей среды из средств республиканского бюджета направляется 93 млн руб., из них на охрану природной среды – 85 млн руб. С учетом средств местных бюджетов ассигнования на эти цели составят 107 млн руб.

Ассигнования республиканского бюджета на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство на 2019 год определены в объеме 102 млн руб., или 77% к уровню прошлого года. Основной объем расходов приходится на местные бюджеты –1 460 млн руб.

Что касается выделения бюджетных ассигнований на другие отрасли национальной экономики, то их финансирование предусматривается в небольших размерах. В условиях перехода к рыночной экономике и ограниченности бюджетных средств в первую очередь средства бюджета должны направляться на финансирование особо важных объектов производственного назначения, ориентированных на выпуск конкурентной по качеству и цене продукции, решение проблем импортозамещения и энергосбережения, разработку и внедрение новых прогрессивных технологий.

Всего на отрасли национальной экономики из средств консолидированного бюджета запланировано направить 4 681 млн руб. (13,25% от их общей величины и 100,7% к прошлому году).

Республиканский бюджет сформирован с профицитом в размере 1 702 млн руб., или 1,32 % к ВВП, и будет направлен на погашение части государственного долга.

Лимит государственного долга. Законом о республиканском бюджете на 2019 год установлены лимиты, обеспечивающие сохранение государственного долга в пределах экономической безопасности: внутреннего государственного долга Республики Беларусь – утвержден в размере 10,0 млрд руб.; внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, установлен в размере 3,1 млрд руб.; внешнего государственного долга Республики Беларусь – 21 млрд долларов США; внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, – 3 млрд долларов США.

Леонид КАЧИНА, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Комментариев нет. Оставите свой?

Оставить комментарий
Войти через социальную сеть:
Номер 53135599