Массово-политическая газета Березовского района

О трех Кулях, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны

106
Опубликовано,
10 апреля 2018

В деревне Леошки фамилия Куль не просто распространенная, но и знатная. В книге «Память. Историко-документальная хроника Березовского района» размещены короткие сведения о трех Кулях, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны и достойно выполнивших солдатский долг.

Николай Якимович сложил голову под Кенигсбергом (ныне Калининград). Петр Александрович прошел практически всю войну, пулеметчик, награжден медалями «За оборону Кавказа» и «За отвагу», а также орденом Славы III степени, участвовал в параде Победы. Петр Семенович (на фото  крайний справа) – разведчик, воевал под Ростовом-на-Дону, на Курской дуге, освобождал Европу и даже после Дня Победы сражался за Прагу, кавалер медали «За отвагу» и орденов Красной Звезды и Славы III степени.

Вот так, геройски и мужественно, сражались за нашу независимость и свободу дорогие земляки.  

Возвратившись в родные края к мирной жизни, оставшиеся в живых добросовестно трудились на известковом заводе. Петра Александровича избрали депутатом Верховного Совета Белорусской ССР, а Петр Семенович к фронтовым наградам добавил еще медаль «За трудовую доблесть». Безусловно, эти люди достойны отдельных повествований о ратных подвигах и трудовой доблести.

На фотографии, датированной июлем 1945 года, Петр Семенович выглядит молодым и бравым, с боевыми наградами. Можно лишь догадываться, как радовались его возвращению односельчане, родные. Наверное, больше всех – самый младший братишка Миша, которому еще не было и десяти лет, но он уже тогда решил: буду военным. И действительно, отслужив срочную, остался  в кадровых военных и достойно завершил службу в воинском звании старшего прапорщика на непростой должности старшины роты. Примечательно, что профессиональным военным стал и сын Михаила Семеновича – Петр. 

Петр Михайлович Куль.

Когда я спросил Петра Михайловича, что позвало его в армию, то ответ был кратким и лаконичным: «Дядя воевал, отец служил, рядом аэродром, в воздухе боевые самолеты, поэтому жизненный путь был предопределен». Поступив и успешно окончив Васильковское авиационно-техническое училище в 1982 году, Петр получил назначение в полк военно-транспортной авиации, на вооружении которого стояли АН-22 – самый большой в мире военно-транспортный турбовинтовой самолет, известный как «Антей», и АН-124 – тяжелый дальний реактивный «Руслан». Мне лично как-то довелось восхититься мощью и возможностями этого воздушного корабля. Представляю, как сложно было молодому выпускнику училища: получить такую махину во «владение» и обеспечивать ее боевую готовность, безопасность экипажа, перевозимого личного состава, материальных ценностей. Такое под силу только сильным людям. И наш земляк справился, благодаря знаниям, помощи наставников и присущей ему с детства тяге к технике. И ведь фамилия обязывала!  С любовью, как к живому существу, Петр Михайлович относился к своим воздушным судам – сначала, будучи старшим техником АН-22, а затем уже инженером АН-124. Была у него своеобразная традиция: прибыв на стоянку самолета, он прислонялся лицом к фюзеляжу корабля и как бы обнимал его...

Служил Петр Куль в полку без малого 20 лет очень достойно: многочисленные поощрения, медали «За безупречную службу» всех трех степеней, воинское звание майора. Ощутив хоть редкое, но непередаваемое, захватывающее чувство полета, Петр Михайлович уволился в запас и перешел в гражданскую авиацию, где стал летающим (!) инженером самолета ИЛ-76.

На земном шаре практически нет такой страны, где бы в составе своего экипажа не побывал Петр Михайлович Куль,  выполняя самые разнообразные задачи по доставке людей и грузов, в том числе и по линии Организации Объединенных Наций.

Впечатлений через край, да и ситуации были разные, всегда требовалось крайнее напряжение душевных и физических сил. И все же Петр Михайлович особо выделяет полеты в Антарктиду, когда от экипажа требовалось проявлять максимум мастерства и выдержки при посадке многотонной машины на снежно-ледовую полосу, а точнее сказать – на смесь льда и снежной крошки. Под воздушным судном блеск льда и снега, солнце настолько яркое, что на миг перестаешь видеть показания приборов, а посадить нужно с ювелирной точностью и удержать самолет  на льду от малейшего отклонения от траектории посадки...

На всю жизнь Петр Михайлович Куль запомнил и разделил эти мгновения с экипажем  самолета во главе с командиром Героем России Рубеном Есаяном. И сам не посрамил родные Леошки.

Именно сюда, на родину, и вернулся Петр Михайлович по завершении военной и летной карьеры, в родительский дом, где ему все любо.

Владимир КАСЬЯНОВ, подполковник в отставке. 

Оставьте свой комментарий