Массово-политическая газета Березовского района

Имена героев возвращаются

180
Опубликовано,
18 ноября 2017

«Маяк» неоднократно рассказывал о деятельности волонтеров-поисковиков отряда «Авиапоиск-Брест», а многим читателям запомнилось интервью с Николаем Дергуновым, жителем г. Березы и одним из самых деятельных поисковиков.  Сегодняшний рассказ будет об итогах поискового сезона 2017 года.

В соответствии с планом, утвержденным Управлением Министерства обороны Республики Беларусь по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн, на территории Березовщины производились полевые поисковые работы по подъему советских самолетов времен Великой Отечественной войны.  На окраине д. Головицкие сначала вручную, а затем с помощью экскаватора, выделенного Березовским ЖКХ, было детально отработано место предполагаемого (по словам местных жителей) падения советского бомбардировщика в первые дни войны.  Но были обнаружены лишь многочисленные фрагменты разорвавшихся авиационных бомб. Что ж, далеко не каждый разведывательный выезд волонтеров дает результаты, и это еще раз свидетельствует о трудностях поисковой работы, которой посвятили себя Владимир Бухта и его товарищи. А в данном случае можно предположить, что подбитый  бомбардировщик, сбросив боекомплект и прибавив в скорости, ушел в расположение советских войск.

В сильно заболоченной местности возле д. Высокое, используя старые советские общевойсковые защитные костюмы, Владимир Бухта, Николай Дергунов и Сергей Лялюк нашли подтверждение, что самолет находится там и необходимо готовить его подъем. Дело это крайне сложное, так как необходим, образно говоря, «болотоход», на который можно было бы установить экскаватор. Нужна будет помощь заказника «Споровский» и ЖКХ.

Стоит сказать и о подъемах, производимых совместно с 52-м специализированным поисковым батальоном Министерства обороны Республики Беларусь на территории Брестской области. В июле отряд выезжал в Ивацевичский район, где в Телеханской пуще было достоверно установлено место падения бомбардировщика ДБ-3Ф. Инженерная техника была выделена, правда, лишь благодаря помощи управляющего делами Брестского облисполкома Ю.И. Наркевича, но из-за сильного подъема уровня грунтовых вод поисковые работы пришлось отложить. Но поскольку есть практически полная уверенность, что в результате поиска будут установлены имена экипажа, то подъем решено перенести на следующий год.

В Жабинковском же районе поисковые работы увенчались успехом: удалось обнаружить детали с номерами двигателя самолета. А также установить, что это истребитель И-153 «Чайка» и имя летчика 123-го истребительного авиаполка, базировавшегося под Кобрином на аэродроме Стригово, лейтенанта Ивана Евдокимовича Федяя, погибшего в воздушном бою против 18(!) вражеских самолетов.  Часть поднятых фрагментов истребителя передана в одну из школ г. Жабинки, другая часть – в музей Брестской крепости.

Затем три дня поисковики В.К. Бухты «лопатили» в Каменецком районе, где один из местных жителей показал место падения советского самолета, сбитого при освобождении Белоруссии в 1944 году. Силы были на исходе, результатов не было, а должны были быть! Выручили техникой труженики ОАО «Беловежский». Найденные фрагменты самолета и архивные сведения указали, что это истребитель Як-9 Героя Советского Союза старшего лейтенанта Арсения Морозова.

Вот так благодаря энтузиастам «Авиапоиска», отдающим этому благородному делу столько физических и душевных сил, личного времени, а также помощи небезразличных людей возвращаются из небытия наши воздушные бойцы-герои Великой Отечественной войны.

Владимир КАСЬЯНОВ, заместитель председателя организации  ветеранов-авиаторов.

Оставьте свой комментарий