Массово-политическая газета Березовского района

Страсти по «Матильде»

253
Николай Синкевич,
18 ноября 2017

Вряд ли кто предполагал, что страсти по «Матильде» докатятся и до Беларуси. Но в информационную эпоху границы для пиара не препятствие, и многие наши зрители тоже были заинтригованы искусственно навязанным вопросом: а что же там?

Пусть каждый сам определит гениальность режиссера Алексея Учителя, но для меня было маловероятно, что в новом фильме он смог бы превзойти себя. Да и жанр «мыло», хоть с историческими персонажами, тоже на любителя. Поэтому – не смотрел, не интересно, не захотелось в очередной раз разочаровываться. Решил, что это время лучше потратить на что-то действительно стоящее, например, кино братьев Коэн или Вуди Аллена.

Вместе с тем, если кому-то нравится, то почему нет? Каждый волен иметь свои интересы и сам распоряжаться своим временем. Любая «Матильда» находит в конце концов своего зрителя и даже почитателя. Жаль только, что наш «Беларусьфильм» игнорирует персоны отечественной истории, к примеру, амурные приключения балерины Кшесинской и рядом не стояли в сравнении с драмой Барбары Радзивилл.

Алина Соколовская, 28 лет, г. Береза:

– Признаюсь откровенно, сходить на «Матильду» решила из-за огромного ажиотажа вокруг этой киноленты в соседней стране. Накануне выхода фильма в широкий прокат даже в эфире центральных российских телеканалов обсуждали картину. Безумное количество противоречивой информации вылилось в Интернет. И, что удивительно, «Матильду» еще почти никто не видел, но целая армия критиков и простых людей отправляла фильм Алексея Учителя  «в топку». Сопротивляться желанию самой все увидеть и составить свое личное мнение было трудно. Причем до просмотра картины реальную историю взаимоотношений главных героев намеренно не изучала. Все-таки уже заранее известные тебе прототипы искажают впечатление от их вымышленных персонажей.

Так что, когда в нашем городе начался показ этой киноленты, я была в числе первых ее зрителей. Кстати, спасибо за это кинотеатру «Октябрь». Слышала, что некоторые кинопредприятия в республике во избежание проблем отказались от проката «Матильды».

На первый взгляд, эта картина – очередная тривиальная история Золушки. Многие, возможно, сравнивают ее с воспетой Аллой Пугачевой трагедией а-ля «Все могут короли». И все же этот фильм не стоит настолько упрощать. Он не пустышка. «Матильда» – это очень чувственное и стильное кино. Думаю, среди его почитателей будут в основном романтичные особы прекрасного пола. Не хочу говорить обо всех исторических неточностях, идейных и религиозных табу, которые многие, возможно справедливо, находят в картине. Любой фильм – это художественный вымысел. Если где и искать аутентичность, то только не в кино. Для меня он интересен, прежде всего, своим эмоциональным содержанием. Неважно, кто был на экране – наследник престола или обычный человек. Главное, как в фильме показаны внутренние терзания мужчины из-за безумной любви, против которой даже сама судьба. Для меня этот фильм не об историческом прошлом страны. «Матильда» – это картина о личной трагедии мужчины, который вынужден делать мучительный выбор между счастливой жизнью с любимой женщиной и долгом, своим предначертанием. Актер Ларс Айдингер, исполнивший роль Николая II, раскрыл это внутреннее состояние, по-моему, здорово. Подбор актеров – это еще один большой плюс фильма. Мэтры современного российского кино Андрей Миронов, Сергей Гармаш, Ингеборга Дапкунайте своей игрой явно добавили «вистов» картине.

«Матильда» очень красиво снята. Об этом, кстати, говорят и критики. Костюмы, интерьеры, пейзажи – пир для настоящих эстетов. А если вы никогда не были в Мариинском театре, но давно об этом мечтали, то «Матильда» в помощь. Даже сцены давки на Ходынском поле режиссер максимально смягчил, без модной в последнее время естественности. При этом весь трагизм произошедшего не пострадал. Повторюсь, в эмоциональном плане фильм сделан замечательно.

Конечно, есть у картины и свои минусы. Фильм грешит динамизмом, хотелось бы более полной love story Николая и Матильды. Ну и, конечно, некоторые эпизоды фильма выглядели излишне фривольно. К примеру, танец Мали в самом начале фильма был сам по себе снят просто волшебно, но его зачем-то дополнили некоторыми, скажем так, пикантными деталями. Показался притянутым за уши, скорее для остроты сюжета, персонаж Воронцова, которого сыграл Данила Козловский. Вероятно, многие поклонники кино этот список значительно дополнят. Режиссер Карен Шахназаров в одном из последних интервью сказал: «Я делаю картины, обсуждать – это право зрителей». Сколько зрителей, столько и мнений, главное, понимать, что кино – это всего лишь «фабрика грез».

Записал Дмитрий МУЗЫКА.

Матушка Татьяна МАЗЮК, прихожанка Свято-Михайловской церкви г. Березы:

– Задолго до выхода в прокат в России и в  странах, ранее входивших в состав Советского Союза с преимущественно православным населением,  фильм Алексея Учителя «Матильда» вызвал неприятие и протестные акции  в обществе.

Вы скажете, надо сначала ознакомиться с фильмом (книгой, спектаклем), и только потом выносить им оценку, а не занимать непримиримую позицию изначально? Возможно, для каких-то других неоднозначных произведений искусства это и справедливо. Но не для этого фильма, от начала до конца  построенного на лжи и лукавстве!

Кто-то легко найдет оправдание нечистоплотному и растлевающему кинодействию: в самом деле, в мире сняты сотни фильмов едва ли не обо всех известных царственных особах! Так почему нельзя показать личную жизнь последнего российского императора?!

Но все дело в том, что именно этот российский император, Николай Александрович Романов (Николай II), своей верностью христианскому долгу и поистине мученической кончиной, которую разделили с ним его супруга, императрица Александра Федоровна, и пятеро детей, заслужил у Господа честь быть причисленным к сонму мучеников и страстотерпцев. А с точки православного мировоззрения, порочащие вымыслы о святых есть дело богопротивное и недопустимое. Следуя логике создателей фильма, можно опорочить память о любом святом.

К тому же историческая правда в фильме сильно пострадала. Если почитать дневники Матильды Кшесинской, то станет понятно, что за два года близкого знакомства с наследником она «немногого достигла».

В центре киносюжета двое: наследник престола, будущий император одной из самых могущественных империй конца XIX века Николай Романов и прима-балерина санкт-петербугского Мариинского  театра Матильда Кшесинская. Оба исторические лица. Смысловая спираль закручена вокруг, говоря современным языком, любовного треугольника – цесаревича (наследника), его невесты (будущей российской императрицы) и легкомысленной танцовщицы, соблазняющей  будущего царя. Наследник по сюжету настолько теряет голову от страсти к танцовщице, что готов то сам отказаться от престола, то,  наоборот, вопреки интересам государства, возвести на российский престол возлюбленную. А царская невеста и  вовсе показана недалекой, ревнивой и мстительной мещанкой, в то время как на самом деле это была получившая блестящее образование и воспитание, глубоко религиозная, мудрая, мужественная и сильная женщина, любящая жена и мать.

Именно духовная составляющая фильма стала причиной  его категорического неприятия православной общественностью в России и в ряде городов Беларуси. Верующие расценили фильм как оскорбление Православия.  Неслучайно Патриарх Москов-ский и всея Руси Кирилл, говоря о кинокартине «Матильда», подчеркнул, что «для честного человека ложь и лукавство немыслимы». Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси обвинил фильм в разделении общества, в том, что он «посеял смуту в сердцах многих людей и вызвал бурю негодования у тех, для кого император Николай II – страстотерпец и мученик». Он посоветовал верующим людям не смотреть этот фильм.

Архипастырь напомнил, что память о святом священна для верующих. Особенную горечь и возмущение, по словам митрополита Павла, вызывает то обстоятельство, что премьера фильма была приурочена к столетию Октябрьской революции, а это можно трактовать не иначе,  как глумление над собственной историей.  Действительно, император, преданный в феврале 1917 года армейскими военачальниками и своими сторонниками и вынужденный ради спасения мира внутри страны отречься от престола, через сто лет  снова оказался преданным потомками-соотечественниками!

Надо хорошо понимать, что святой,  прославленный Церковью, предстоит перед Богом и молится за свое Отечество и народ, что церковь не присваивает, не раздает звания святым, а прославляет их по воле Всевышнего. Хочу сказать, что настоятель нашего храма в честь святого архистратига Божьего Михаила о. Георгий Немшон часто поминает царственных страстотерпцев и мучеников на литургии.

В некоторых белорусских городах фильм так и не вышел в прокат.

Что сказать в заключение? Матильда Кшесинская  заняла в истории свое место,  очень далекое от места, которое было уготовано императору  Николаю II, который, по словам  Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «жизнью и мученической смертью явил пример истинного христианина, до конца сохранившего верность Богу и Отечеству».

Записала Маргарита ГОРОВАЯ.

Оставьте свой комментарий