Субъективное мнение

Как нам сберечь будущее, или Любить – значит отвращать от беды, отводить от края

02 Августа 2019 3224 0

padenie_iz_okon.jpg

Человеку разумному свойственен не только инстинкт самосохранения – в нас на генном уровне заложены забота о потомстве, стремление к сохранению себя как вида и как рода. Любой родитель знает это, ни с чем не сравнимое, щемящее чувство любви к своему ребенку. Каждому, у кого есть дети, понятны и близки вечная тревога за их жизнь, здоровье, будущее; переживания за их полноценное развитие, за успехи в социуме, вообще в жизни.

Зрелость личности, бесспорно, определяется способностью беспокоиться не только о собственных – и о чужих детях, любить молодежь, подчас такую эпатажную, непонятную, раздражающую поколения «отцов» своим внешним видом, словарем, манерой общаться, выражать свое мнение… Хотя никакого конфликта поколений на самом деле не существует – есть просто боязнь старшего поколения задать младшему интересующие его острые вопросы и вступить с молодыми в спор (а вдруг не хватит аргументов, а то еще выяснится, что эти «зеленые» кое в чем правы и что их жизненные ценности вовсе не так уж плохи?)! Ругая молодежь, «отцы» нередко объявляют свой опыт бесценным. А свое «умение жить» провозглашают  единственно правильным и достойным подражания…

Выходит, старшие поколения в своей массе навязывают молодым тот самый консерватизм мышления, который когда-то, на заре своей юности, категорически не принимали и даже подвергали осмеянию! При этом мы (уже не очень молодые люди) почему-то начисто забываем о том, что сами пришли в мир, чтобы учиться, и что масштаб личности каждого из нас во многом зависит от желания и умения решать эту величайшую задачу! Решать всю жизнь, до глубокой старости, а не только в школе и вузе. Иначе говоря, мы сами отказываемся от возможности научиться – узнать и лучше понять наших детей и внуков, не стремимся взять от них то замечательное, чем сами не обладаем, и с позиции открывшегося понимания мягко и достойно влиять на них, передавая действительно ценный опыт жизни, не навязывая то устаревшее, чему место на свалке!

Все сказанное становится понятно и возможно только с позиции интереса и подлинной, невыдуманной любви старших к младшим, отцов к детям, взрослых к юным. Именно такая позиция и рождает ответную любовь и доверие молодых. Всем нам известны семьи, и даже целые сообщества, где людей не делят на поколения, где младшие имеют такое же право голоса и свободу выбора, как и те, кто убелен сединами. Там, смею утверждать, каждый, независимо от возраста и пресловутого жизненного опыта, чувствует себя любимым, нужным и защищенным.

В нашем же обществе  (пишу обобщенно, имея в виду страны постсоветского мира) доминируют иные подходы: навязать свои взгляды и ценности подрастающему поколению принудительно, обесценить (иногда оболгать) в его глазах то, что представляло для него наибольший интерес и привлекательность. А по части защиты – перво-наперво пресечь всякую «инакость», загородить детские учреждения заборами, поставить камеры видеонаблюдения, ввести побольше всяких журналов «прибытия-убытия» и т. п… Все это кажется, на первый взгляд, оправданным, особенно на фоне разгула на планете терроризма и роста числа всевозможных чрезвычайных ситуаций, в которых жертвами оказываются дети. Вот только убережет ли их зоркое око видеонаблюдения  от травли и унижений в недоступной для него зоне – внутри детского коллектива, в классе, в отряде лагеря труда и отдыха, в кружке, секции, студии учреждения дополнительного образования? И, самое главное, в семье, где зачастую ребенок вместо любви и интереса к себе ощущает пренебрежение или равнодушие, а порой подвергается моральному и даже физическому издевательству?..

Давайте честно ответим себе, что мы, взрослые, делаем для защиты жизни и здоровья (в том числе и душевного) своих и чужих детей, для соблюдения ими тривиальных правил безопасности? Горы нормативных документов, правил, инструкций регламентируют тысячи нюансов этой без-опасности – от постоянного вдалбливания детям правил дорожного и пешеходного движения до правил пользования детскими автомобильными креслами, от усвоения ими правил противопожарной безопасности до  воспитания навыков поведения во время пожара, правил купания в водоемах, поведения на тротуаре, оборудованном велосипедной дорожкой, при переходе дороги по «зебре» и без нее… А дети, увы, продолжают попадать под колеса движущегося транспорта, получать несовместимые с жизнью ожоги в быту и на пожаре, тонуть, даже в разрешенных для купания местах, – нередко едва ли не на глазах родителей! Дети погибают, взобравшись на опоры ЛЭП, чтобы сделать селфи; выпадают с балконов и из евроокон многоэтажек; падают в пропасти вместе с автобусами во время туристических поездок; разбиваются на мотоциклах, едва научившись ими управлять… Любой сотрудник ГАИ подтвердит: сводки по стране за неделю, а тем более за месяц, о ДТП с участием детей напоминают триллер, превосходящий фантазии Стивена Кинга или Альфреда Хичкока: потери и жестокие травмы, полученные детьми на дорогах, сопоставимы с потерями мирного населения где-нибудь в зоне вооруженного конфликта.

Вообще, новости, похожие на ночные кошмары, в которых фигурируют пострадавшие дети, все чаще заполняют эфир. И это не считая брошенных матерями на свалках и в мусорных контейнерах новорожденных детей; ставших жертвами жестокого (садистского!) обращения; мертворожденных или умерших при родах; в результате прививок, оказавшихся смертоносными, и т. д.  Кошмар сгоревшей «Зимней вишни» в Кемерово сменился трагедией в детском летнем лагере в Хабаровской области. И там, и там погибли дети, много детей… В основе обоих случаев преступная халатность взрослых, ответственных за противопожарную безопасность детей, но проигнорировавших ее требования. Оставим другие российские драмы с гибелью детей, перенесемся в белорусские реалии. Читаем сводки МЧС, ОСВОДа, материалы, размещенные на сайте Брестского облисполкома, и везде находим факты гибели детей: тонут на  реках, каналах и озерах со взрослыми и без, по одному и по двое; самые маленькие тонут в емкостях с водой и в канализации… Задыхаются в горящих  помещениях при закрытых дверях… Падают из окон  – неостановимо, не-объяснимо… И везде – красной нитью – вина взрослых, не уследивших, не уберегших, не успевших на помощь маленьким людям, собственным детям… Произвели на свет… и отвернулись – к телеэкрану, к выяснению отношений друг с другом, к дружеским и недружеским попойкам! Сняли с себя ответственность за свое же будущее! Наплевали на весь гигантский опыт становления и совершенствования человечества… на опыт братьев меньших, наконец! Кошка не спускает глаз с котят, даже когда они уже активно лазают по деревьям и дерутся между собой. Птица не бросит птенцов, даже когда они уже самостоятельно вылетают из гнезда. Утка не оставит утят одних на глади пруда, хотя вода – их стихия… А  люди обоих полов бросают своих детей без присмотра, а то и сами по недомыслию и преступной беспечности создают ситуации, провоцирующие гибель малышей…

Из наблюдений. На автобусной остановке молодая мама активно общается с кем-то посредством смартфона. Сын не старше двух-трех лет подходит к самому краю платформы ввиду приближающегося автобуса. Чужая женщина в последнюю минуту отдергивает малыша от края, незнакомый мужчина укоризненно выговаривает легкомысленной мамаше, мол, что же вы, ваш ребенок мог упасть под колеса?! А она, вспомнив, наконец,
о сынишке, втаскивает его за руку в салон автобуса, ни на минуту не прерывая «захватывающую» беседу… Страшно? Страшно!

Двое дошкольников карабкаются на одну из городских скульптур. Дело даже не в том, что родители не объяснили им, что этого делать нельзя, так как скульптуры украшают город: папа с подошедшими друзьями активно обсуждает предстоящий совместный отдых, не обращая на детей никакого внимания. Между тем девочка лет пяти уже залезла на постамент и балансирует там, каждую минуту рискуя свалиться на асфальт! Только настойчивые призывы посторонних заставляют папу прервать веселую беседу и заняться дочерью… В электричке женщина перевозит собаку – в наморднике, на поводке – все как полагается. Чей-то малыш, не старше полутора лет, заинтересовался животным и подходит к нему. Сначала робко, потом смелее хватает собаку за густую шерсть, за намордник, пробует влезть ей на спину. Хозяйка животного пытается остановить малолетнего смельчака, но он в восторге от своей затеи. Родителям же нет никакого дела до происходящего: пусть поиграет!

Все это картинки из нашей повседневности. Каждый наблюдал подобное десятки раз.

Значит, сначала воспитываем отпрысков «по Споку» (Бенджамин Спок – прославленный американский педиатр, создавший революционную для 1940-х годов систему воспитания ребенка. Свои рекомендации родителям Спок изложил в книге «Ребенок и уход за ним», ставшей бестселлером и переведенной на более чем 30 языков. – Прим. ред.), показываем им пример ни на чем не основанного благодушия и попустительства их шалостям, не интересуемся их занятиями, а потом вдруг требуем от них неукоснительной дисциплины в школе, послушания и всегда выученных уроков дома! Или, взяв чадо за руку, перебегаем с ним дорогу перед движущимся транспортом, а потом требуем, чтобы он назубок знал Правила дорожного движения и переходил улицу на зеленый свет! К несчастью, так не бывает.

Недавняя трагедия с упавшей в канал легковой машиной в Белоозерске, унесшая из пяти жизней три детские (о которой больно не то, что писать  – думать!), при всем глубоком сочувствии к горю близких и знакомых, звучит набатным колоколом для всех, кто берет с собой детей на шумные пирушки! Конечно, тут был и фактор случайности, и роковое стечение обстоятельств. Не станем касаться степени вины водителя – следствие и суд вынесут вердикт; опустим обстоятельства затянувшегося празднования Купалья на даче знакомых… Потрясает другое – легкомыслие женщин-матерей, севших с детьми в переполненную машину, да еще с нетрезвым водителем!.. Дети доверяют нам, взрослым,
к тому же они не способны оценить уровень грозящей им опасности. Дети, не секрет, первые жертвы в любом серьезном ДТП. В данном же случае, независимо от места в салоне авто, они были попросту обречены: выплыть удалось и не всем взрослым…

Понятно, никто из десяти человек в злополучном автомобиле мысли не допускал о возможности страшной гибели. И все же, все же, когда вы с детьми, беспечность должна быть под запретом!

Иначе она обернется персональным апокалипсисом для вас и ваших близких, станет рубежом, на котором буквально останавливается жизнь ваших детей и ваша собственная… ведь в подобной ситуации приходится выживать самим, учиться жить заново.

Каждый из нас получал в детстве «уроки безопасности». Вспомним, кого мы мысленно или вслух (громко и отчаянно) призывали, наступив на гвоздь, зависнув на ветке дерева или высоком заборе, спасаясь от разъяренной соседской овчарки или из последних сил барахтаясь в пруду и не чувствуя под собой дна? Правильно, мы звали маму, ибо знали – она спасет нас, вытащит из любой беды, при ней с нами ничего не случится!

Дорогие родители, дорогие взрослые! Пусть ваша любовь к детям станет точным компасом, указывающим безошибочное направление движения в любых экстремальных ситуациях. Пусть она станет камертоном той жизненной музыки, что звучит в ваших сердцах; путеводной нитью к свету из любого лабиринта безысходности!

Любить – значит защищать и беречь, жертвовать своими интересами ради тех, кого мы любим. Любить – значит отвращать от беды, отводить от края.

Маргарита ГОРОВАЯ.

Комментариев нет. Оставите свой?

Оставить комментарий
Войти через социальную сеть:
Номер 53135599